Ноябрь стал месяцем обострения политической борьбы в Украине. Пока невозможно сказать однозначно, дойдёт ли дело до полномасштабного и глубокого политического кризиса с новым Майданом. Но уже известны «ударные» темы осенне-зимнего политического сезона.
Украинская история «ноябрьских катастроф».
Для украинской государственности такой месяц как ноябрь отмечен кризисами.
Большевистская революция 1917 года в Российской империи не только открыла дорогу для появления Украины как независимого государства, но и ввергла украинские земли, украинский народ в многолетнюю гражданскую войну, продразверстки, репрессии и Голодоморы.
В ноябре 1918 года во Львове вспыхнуло польское восстание, началась война между только созданной ЗУНР и Польшей. В июле Украинская Галицкая Армия (УГА) была полностью вытеснена с западно-украинских земель. Территория ЗУНР была потеряна.
В ноябре 1919 года командование УГА подписал сепаратный Зятковский договор о союзе с Вооружёнными Силами Юга России (ВСЮР) во главе с генералом А.Деникиным, с которыми воевала с июля. Данное событие известно как «Ноябрьская катастрофа», потому что привело к существенному ослаблению УНР. Одной из причин союза УГА с ВСЮР называли намерения С.Петлюры заключить договор о военном союзе УНР с Польшей в обмен на западно-украинские земли. Союз УГА с Деникиным продлился до января 1920 года, а в январе-апреле был союз УГА уже с большевистской Красной Армией, в апреле-мае – союз УГА с Войском Польским. В апреле С.Петлюра таки заключил договор УНР с Польшей о военном союзе против большевиков, и польско-украинская граница прошла по р. Збруч. Многие, особенно в западно-украинских землях, считали такой шаг С.Петлюры предательством. Сам же руководитель УНР оправдывал свои действия предательством со стороны УГА в ноябре 1919 года, и настаивал: «Путь к украинской государственности лежит через Киев, а не через Львов».
В новейшей истории Украины ноябрь тоже был отмечен драматическими событиями. К счастью, они не были подобием той «ноябрьской катастрофы», но зато запустили ряд негативных для Украины процессов.
Ноябрь 2004 года ознаменовался Майданом, то есть «Оранжевой революцией». Результаты президентских выборов зафиксировали разделённость Украины на 2 части, имеющие различные представления об истории, настоящем, будущем страны, о внешнеполитических ориентирах. Именно во время Майдана эти различия в оценках превратились в фактор политического отчуждения. До выборов в Украине была доминирующая часть политической элиты, лояльная к президенту Л.Кучме, и антипрезидентская оппозиция, но с 2005 года политическая элита стала слишком фрагментированной. Началась политическая война всех против всех: Ю.Тимошенко – против В.Ющенко и его партии, часть пропрезидентской партии – против президента, все «оранжевые силы» – против ПР и КПУ. «Универсалы национального единства» В.Ющенко не смогли «заврачевать раны» идеологического раскола общества образца 2004 года.
Второй Майдан с 1 декабря 2013 года стал по большей части попыткой части политических сил совершить радикальную национальную революцию (в их понимании). Невыученные уроки Майдана 2004 года привели к тяжёлым последствиям – потере Крыма, войне на Донбассе, экономическому кризису и прогрессирующей бедности. Идеологический раскол в этот раз материализовался кровью, пленными, погибшими, разрушениями, потерями. Внутриполитическая борьба стала радикальнее, потому что государственные институты оказались ослабленными, в стране - много оружия, и в политической жизни появилось много радикальных политических сил и групп со своими паралимитарными формированиями. Майдановские элиты – ещё более разобщены, чем после «Оранжевой революции». Видимость единства держится на двух факторах. Во-первых, разочарование народа в этих политиках и партиях, разочарование последствиями Майдана и радикалами, действиями властей. В этом есть единение простых избирателей во всех регионах. Во-вторых, различные группы майдановской политической элиты давно бы сцепились в болеё жёсткой политической борьбе, если бы не страх перед «российской агрессией» в различных форматах.
Ноябрьское обострение – это пока не «ноябрьская катастрофа».
Судя по многим признакам, для властей Украины приближение нынешнего ноября было беспокойным. Похоже, что все извлекли уроки из последних фатальных для Украины ноябрьских дат - и президент П.Порошенко со своей командой и своей «вертикалью», и правительство во в главе с В.Гройсманом, и руководство «Народного фронта», и персонально министр внутренних дел А.Аваков. Похоже, что все они разделяют мнение Л.Кучмы, что Украина не выдержит Третьего Майдана. И потому они предприняли целый комплекс предупредительных и профилактических мероприятий.
1. Нынешний ноябрь – это первый месяц получения платёжек за услуги ЖКХ после шокового повышения тарифов на отопление. Опасного для стабильности «шока» пока не случилось, потому что начислена оплата за половину месяца. Во-вторых, пока срабатывает «компенсатор» в виде масштабных субсидий. В-третьих, имеется ещё один «компенсатор» отложенного действия в виде обещания повысить минимальную зарплату до 3200 грн. с 1 января 2017 года. Вместе с тем, существует вероятность, что данные «компенсаторы» могут оказаться недостаточными уже в декабре: тогда люди получат платёжки за отопление за полный месяц, а цены ещё больше вырастут в условиях эксперимента с отказом участия власти в ценообразовании на продовольственные товары.
2. Показательной является низкая уличная активность партии «Свобода» уже в течение длительного времени. Не было её акций и 21 ноября, когда проходили мероприятия по случаю Дня достоинства и свободы. Хотя именно «Свобода» была в авангарде евромарша, проходившего в Киеве 24 ноября 2013 года, а также в числе главных движущих сил уличных акций в Киеве и многих регионах Украины в период с 1 декабря 2013 года и до осени 2015 года. Уличные акции 21 ноября нынешнего года провели только ГК «АЗОВ» (уже почти год «заменяет» «Свободу» в уличных радикальных акциях), небольшое число представителей «Правого сектора» и небольшая группа представителей «ОУН» Коханивского.
Возникает две версии. Либо партия «Свобода» с союзными ей организациями решили проводить свои акции не 21 ноября, а в другие даты. Либо власть нашла «рычаги» и способы для воздействия на партию «Свобода» и для вытеснения этой партии и союзных ей организаций из ниши уличных радикальных акций. Если это так, то это признак, что власть добилась больших успехов в восстановлении контроля над ситуацией в Украине. Но в таком случае, почему власть не может усмирить группу погромщиков из «ОУН» Коханивского и небольшой группы представителей ПС? Кто допустил создание «картинки» для антиукраинской пропаганды в российских, польских и иных иностранных СМИ?
Уже 30 ноября «Свобода» провела свою акцию, но в рамках реализации одного из своих традиционных идеологических тезисов – против размещения лагерей беженцев на территории Украины.
3. План «Шатун» стал одной из главных политических тем ноября. Изначально представители из «Народного фронта», а затем и силовики пытались его использовать в качестве превентивной меры для избежания дестабилизации в стране во второй половине ноября. Хотя СБУ подтвердила подлинность плана, М.Саакашвили, Ю.Тимошенко и ряд её однопартийцев, представители Оппоблока и другие политики раскритиковали данный план, считая его выдумкой НФ.
Интересно, что с появлением первой информации о подлинности плана «Шатун» почти совпали отставка М.Саакашвили с должности руководителя Одесской областной госадминистрации и начало его политической оппозиционной борьбы. Вслед за ним в отставку ушли и другие представители грузинской команды реформаторов. На этом фоне критика плана «Шатун» от Саакашвили выглядела серьёзным ударом по тем, кто утверждал о реальности такого плана. Потому что его словам доверяют многие западные политики, и ему поверят больше, чем многим нашим высокопоставленным чиновникам вместе взятым. И это большой, уникальный ресурс М.Саакашвили в его политической деятельности в Украине.
Сложно оценивать, насколько идея с «Шатуном» оказалась эффективной. Акции протеста 21 ноября проходили, но их масштаб не был таковым, чтобы представлять угрозу дестабилизации ситуации в стране. «Тарифный Майдан» - не случился.
Но однозначно, что идея с «Шатуном» не смогла остановить наступление оппозиционных политиков, не смогла предотвратить начало агрессивной политической кампании М.Саакашвили. Также случилось «небывалое»: В.Коломойский стал одним из формальных руководителей партии «УКРОП». Всё это, а также самостоятельная политическая карьера Н.Савченко и т. д. – символы того, что движение Украины в сторону выборов Рады ускорилось.
4. Политические события ноября показали, что оппозиция всё больше внимания и усилий в своей борьбе фокусирует именно на президенте П.Порошенко. Смещение акцентов на критику президента произошло в апреле - сразу после отставки правительства А.Яценюка. Ноябрь лишь показывает усиление данного акцента в связи с началом политической борьбы М.Саакашвили, с усилением антипрезидентских тезисов Ю.Тимошенко, «Оппоблока», «Самопомощи», части политиков из НФ и фракции БПП.
Ноябрь принёс новые темы для критики политики президента – требования уволить В.Гонтареву с должности главы НБУ и расследовать её деятельность, отсутствие прогресса в борьбе с коррупцией, в расследовании событий времён Майдана и 2 мая в Одессе, отсутствие безвизового режима с ЕС, согласие на вывоз леса-кругляка из Украины и т. п.
П.Порошенко со своей командой отвечает за внешнеполитические достижения и неудачи Украины. Но уже сейчас на этом направлении всё более явными становятся признаки неэффективности внешнеполитической стратегии. В ноябре одним из знаковых стало прибытие в Крым делегации турецких политиков и бизнесменов. Произошло это после очередных заявлений турецкого президента Р.Эрдогана о поддержке территориальной целостности Украины, о поддержке режима санкций по отношению к Крыму.
Также, оппоненты президента П.Порошенко получат дополнительные «бонусы», если до конца 2016 года ЕС не предоставит нашей стране безвиз, если не будет завершена процедура ратификации Соглашения об ассоциации.
5. Благодаря ноябрьским событиям В.Медведчук, вероятно, побил рекорд по количеству упоминаний в СМИ. «Помог» ему в этом скандал, запущенный О.Ляшко в Верховной Раде, который разросся в различных смысловых аспектах и продолжался две недели.
Стало очевидным, что политики из партий нынешней и бывшей правящей коалиции используют демонизированный ими образ Медведчука для борьбы друг с другом.
О.Ляшко таким образом пытался нанести политический удар по Ю.Тимошенко, обвинив её в использовании члена фракции РПЛ Ю.Шухевича для инициирования в Раде импичмента президенту. Как вскоре выяснилось, В.Медведчук вообще не имеет к произошедшему никакого отношения, его якобы «помощник» Билык оказался помощником Ю.Шухевича и в прошлом – одним из нападавших на медведчуковский офис. Похоже, что О.Ляшко сначала просто пытался скрыть раскол в своей фракции, обвинив Тимошенко, что она агент Медведчука и хочет свергнуть президента. Но потом, как истинный представитель «партии войны», Ляшко добавил, как требовал от П.Порошенко исключить Медведчука из переговорной группы по Донбассу.
Неделю спустя скандалом завершилась пресс-конференция лидера партии «Батьківщина» после того, как журналист С.Медяник начал задавать провокационные вопросы, а затем устроил истерику. Снова была попытка обвинить Ю.Тимошенко в работе на В.Медведчука и получении от того денег для проведения акций. Но Юлия Владимировна отвергла обвинения в свой адрес, напомнив, что именно президент П.Порошенко уполномочил Медведчука для участия в переговорах, и что СБУ тоже сотрудничает с Медведчуком. В данном случае Ю.Тимошенко поступила так же, как до этого поступил О.Ляшко. Но при этом, в отличие от лидера РПЛ, Юлия Владимировна констатировала реальные факты о роли и месте В.Медведчука в украинской политике.
В отличие от других, Тимошенко не призывала исключить Медведчука из переговорного процесса по урегулированию конфликта на Донбассе.
Почему? Согласно опросам общественного мнения, Ю.Тимошенко и П.Порошенко сегодня имеют наивысшие электоральные рейтинги. А любой украинский политический лидер, который претендует выиграть выборы президента и Верховной Рады, не может пойти на блокирование переговорного процесса по Донбассу, либо на отказ от этого процесса. Иначе он не получит поддержку ведущих западных государств, которые всё более активно стремятся добиться прогресса в реализации Минска-2. А без В.Медведчука Минский переговорный процесс не сможет существовать – он просто превратится в безрезультатные консультации. Во-первых, он является главным коммуникатором между руководителями Украины, России и самопровозглашенных ЛНР и ДНР. Во-вторых, он является своеобразным гарантом успеха по ряду переговорных аспектов (особенно в вопросах обмена пленными и удерживаемыми лицами). В-третьих, он генерирует и предлагает алгоритмы действий по мирному урегулированию на Донбассе (например, «план Медведчука»).
Кроме того, переговорный процесс без В.Медведчука – это как минимум три «ловушки»: – для Украины в целом, для Порошенко и для украинских пленных. Во-первых, это ухудшение отношения западных партнёров к Украине и украинской власти, если вместо прогресса в реализации Минска-2 появится полная его остановка, «глубокая заморозка». Более реальным станет запуск процедуры снятия санкций против России. Во-вторых, украинские граждане, которые 2 года находятся в плену и в заключении в России, будут оставаться там и дальше – причем на неопределённый срок.
В-третьих: «партия войны» получит целый набор козырей против президента П.Порошенко – и начнет обвинять его в ещё одном провале в украинской внешней политике, в бездействии по освобождению украинцев и пленных, в неспособности вернуть ОРДЛО под контроль украинской власти.
Тема Медведчука, вероятно, будет сохранять свою высокую актуальность для правящей коалиции и майдановской оппозиции в ближайшие месяцы. Потому что на фоне «пауз» и провалов на европейском направлении, именно он символизирует альтернативный внешнеполитический курс для Украины.
6. Ноябрь должен был стать месяцем, в течение которого будет создана «дорожная карта», о которой договорились лидеры государств «нормандской четвёрки» на последнем саммите в Берлине. Глава МИД ФРГ Ф.-В.Штайнмайер 23 ноября заявил: «Мы призываем обе стороны внести, наконец, ощутимый вклад в усилия, направленные на обеспечение долгосрочной разрядки напряженности на Украине». «Выжидание и ничегонеделание – не выход. Даже если не удается достичь масштабного решения, нужно сделать все возможное, чтобы обеспечить поэтапное выполнение минских соглашений. В первую очередь необходимо окончательно вывести из зоны конфликта тяжелые вооружения и улучшить гуманитарную ситуацию».
Даже такой вариант реализации Минска-2 по частям, поэтапно вызовет критику со стороны «партии войны». А превращение конфликта на Донбассе в «замороженный конфликт» не будет способствовать преодолению экономического кризиса, бедности, зато будет усиливать внутриполитическую напряжённость.
Встреча глав МИД государств “нормандской четвёрки», которая проходила в Минске 29 ноября, завершилась в общем безрезультатно. В декабре тема Минска-2 может обернуться международным скандалом, если не будет «дорожной карты». Уже 30 ноября бывший посол США С.Пайфер предостерёг Украину от выхода из Минских соглашений. А днём ранее посол Франции И.Дюмон высказалась против «заморозки» конфликта на Донбассе, как того хотят неназванные ею украинские политики.
7. Борьба за госбюджет на 2017 год станет одной из главных тем политической борьбы в декабре. Очевидно, что в ближайшие 2-3 месяца госбюджет буду выглядеть как победа власти. Но, вероятно, что позитивный эффект от повышения минимальной зарплаты и пенсий будет ограничен несколькими месяцами. При этом, проект госбюджета уже содержит ряд проблемных положений, что позволит оппозиции «выровнять счёт».
Выборы – как средство от катастроф.
Политический ноябрь показал, что власть контролирует ситуацию в стране, имеет высокий уровень мотивации и необходимые «инструменты», чтобы удерживать Украину от дестабилизации. Власть извлекла уроки, и ноябрь не стал ассоциировать с катастрофой.
Вместе с тем, острым проблем становится больше, острота их возрастает, а это всё способствует росту внутриполитического напряжения. Саакашвили провёл акцию под лозунгом «Последняя зима этой власти», и может увлечь за собой на выборы пока ещё колеблющуюся «Самопомощь». Коломойский пошёл в политику. Тимошенко, Ляшко, Оппоблок, «За життя», «Свобода» и другие – все хотят выборов.
Накопление энергии для «катастроф» является стратегически неоправданным. Снизить угрозу дестабилизации политической ситуации можно с помощью досрочных выборов Рады, а не попытками их отсрочить, как это делал В.Янукович в последние месяцы своего президентства. Как гласит старая мудрость: если движение невозможно остановить, его нужно возглавить.
Для Украины было крайне полезно, если бы история с допросами бывшего президента В.Януковича не осталась просто ещё одной важной темой ноября, а стала напоминанием о трагических для народа ошибках политических элит Украины.
Владимир Воля