Авторы публикации
Не вызывает никакого сомнения необходимость последовательной и взвешенной политики государства в отношении этнических и языковых меньшинств. Особенно когда это касается молодежи и государственной политики в сфере образования.
Украина многонациональная и мультикультурная страна в которой проживает более 100 этносов. По данным последней переписи населения 2001 года около 10 миллионов украинцев принадлежали к национальным меньшинствам (22,5% населения), а каждый третий украинец считал своим родным языком - один из языков национальных меньшинств. Для 14 млн. 273 тыс. украинских граждан родной язык - русский, для 320 тыс. – румынский, 230 тыс. – крымскотатарский, 150 тыс. – венгерский, 131 тыс. – болгарский и так далее.
Традиционно сложилось так, что для граждан Украины в Конституции Украины формально закреплены широкие права на использование родного языка в образовании – статья 10 гарантирует свободное использование и развитие языков меньшинств, статья 53 – право на обучение в школах и университетах на родном языке.
В тоже время за период 2004-2017 гг. количество обучающихся на румынском языке сократилось практически в 2 раза, на венгерском на – 20%, на молдавском - в 2 раза, на русском в 3,4 разы. Хотя, на сегодня, языками национальных меньшинств в школах Украины обучаются более 400 тысяч детей. В тоже время они изучают украинский язык – государственный в качестве предмета. Высшее образование языками меньшинств на государственном уровне практически не сохранилось. Существует только ограниченное изучение языков меньшинств.
Более того, в сентябре этого года в Украине принят новый закон об образовании в соответствии с которым с 2018 года только в младшей школе останутся классы с преподаванием предметов языками национальных меньшинств. С 5 класса преподавание предметов на языках национальных меньшинств практически полностью ликвидируется. С 2020 года образование в Украине станет полностью украиноязычным. На языке нацменьшинств будут разве что преподавать отдельные предметы. 400 тыс. учеников больше не смогут обучаться на родных языках.
Принятие этого закона вызвало крайне негативную реакцию не только у представителей национальных меньшинств Украины. Его нормы также подвергли резкой критике правительства Болгарии, Польша, Румынии, Молдовы, Венгрии, Греции и других стран. В частности Венгрия пообещала прекратить сотрудничество с Украиной в рамках ЕС и НАТО. О необходимости сохранения прав меньшинств на образование на нынешнем уровне заявлено в документах Парламентской Ассамблеи Совета Европы и резолюции Саммита Восточного партнерства ЕС.
Необходимость поддержки и развития государственного украинского языка не вызывает сомнения. А украинская власть аргументировала принятие этого закона низким уровнем знания государственного языка в некоторых компактных этнических группах – румынской и венгерской. Вокруг этого вопроса в Украине сегодня наблюдается высокая волна политических спекуляций, которые ещё больше усугубляются высоким уровнем радикализама среди украинской молодежи и войной на Донбассе. Искусственно был создан ещё один социально-политический кризис в Украине.
В тоже время, мы убеждены, что интересы развития государственного языка могут не идти в разрез с правами национальных меньшинств на обучение на родном языка. В этом вопросе вполне возможен компромисс. С этой целью государство вправе повышать качество преподавания государственного языка, количество часов на его изучения, без какого-либо запрета на обучение языками национальных меньшинств.
Но, к сожалению, вопрос очень политизирован и украинское государство не ведет эффективного диалога с национальными меньшинствами и профильным экспертным сообществом по этому вопросу. В налаживании такого диалога и медиации проблемы очень важна роль международных организаций и сообщества.
Руслан Бортник,
Директор УИАМП