Правительство Гройсмана – точка или запятая политического кризиса в Украине

В течение нескольких месяцев Украина жила в условиях парламентского кризиса, который иногда балансировал на грани досрочных выборов Верховной Рады. 14 апреля страна получила то ли новую, то ли обновленную правящую коалицию. И ещё – новое правительство во главе с премьер-министром Владимиром Гройсманом. Но уже было достаточно и недели, чтобы понять вероятный итог работы нового кабмина.

Что скрывается за оптимизмом президента?

На заседании Национального совета реформ президент Пётр Порошенко отметил, что появление новых коалиции и правительства «ставит точку в длительной истории парламентско-правительственного кризиса», а новое правительство – «одновременно и профессиональное, и политически ответственное».

Такие утверждения – это послание двум адресатам.

В первую очередь, это ответ президента Украины на призывы руководства США и ЕС и отдельных европейских государств о необходимости избежать обострения внутриполитического кризиса, досрочных выборов Рады. Западные партнёры настаивали, чтобы в Украине было стабильное правительство, которое будет проводить реформы и выполнять программу сотрудничества с МВФ. Вот П.Порошенко и ответил, что всё это сделано, и Украина готова к дальнейшему получению финансовых ресурсов.

Во вторую очередь послание президента Украины касается части «внутренней аудитории». Его смысл в том, что всё под контролем главы государства, что кризис – преодолён, что все разговоры о досрочных выборах Рады – не более, чем происки части политиков, которые хотят получить больше власти любой ценой.

Позитивные оценки относительно новых коалиции и правительства были озвучены спикером парламента А.Парубиём, а также несколькими нардепами из фракций БПП и Народного фронта. Главный посыл: спасли страну от хаоса, в который её толкали безответственные политики. Такие оценки выглядят как попытка оправдаться перед бывшими соратниками по прежней коалиции. Потому что способы и процедуры формирования новой коалиции вызвали много критики среди политиков и в обществе в целом. Следует вспомнить и пакетное голосование, и голосование за программу деятельности кабмина, которое было успешным не первого раза.

В целом, нынешняя правящая коалиция в Верховной Раде - «наполовину призрачная»: то она показывает 226 голосов, то не показывает. Это одно из обстоятельств, которое оппозиционные парламентские силы приводят в доказательство того, что в политическом кризисе точка не поставлена.

Нынешняя коалиция – уязвима по многим причинам, а среди главных угроз её существованию – проблема особого статуса для Донбасса. И о необходимости решить данную проблему напомнил министр иностранных дел Жан-Марк Эро, обрадованный известием о завершении парламентско-президентского кризиса в Украине.

Политический кризис эволюционировал

​Фатальную роль в судьбе правящей коалиции и парламента может сыграть фактор Юлии Тимошенко, которая имеет большой опыт политической борьбы против президентов, правительств и коалиций. При этом необходимо впомнить внутриполитический кризис 2007 года, завершившийся досрочными выборами Верховной Рады и возвращением Ю.Тимошенко в кресло премьера.

18 апреля 2007 года фракции БЮТ и «Наша Украины» заявили о намерении сложить депутатские мандаты. Такой ход может оказаться реальным и сейчас, и имеет шансы быть более успешным, чем тогда. На такой шаг могут пойти не только фракция Ю.Тимошенко, но и фракции Радикальной партии Олега Ляшко, Оппозиционого блока, часть фракции партии «Самопомощь». А при наступлении некоторых политических обстоятельств – даже часть депутатов из БПП и «Народного фронта». Как минимум, «Батькивщина», РПЛ, Оппоблок хотят досрочных выборов. Как максимум – это ещё и представители партии «Свобода», часть «Самопомощи», сторонники Михэила Саакашвили и много маленьких партий.

Важным последствием появления нового правительства стали качественные изменения в среде оппозиции. Так, до парламентско-правительственного кризиса в Раде была только одна оппозиция – Оппозиционный блок. Эту партию можно квалифицировать как оппозицию ко всей власти Майдана, включая президента, правящую коалицию и кабмин. Сейчас же в парламенте сформировалась широкая антипрезидентская, антиправительственная оппозиция, и этот процесс ещё не завершён.

Существуют предпосылки для тактического союза между партиями Ю.Тимошенко и О.Ляшко, который может рассчитывать на ситуативное союзничество ряда нардепов из других фракций. Никто из них открыто не пойдёт на сотрудничество либо координацию с Оппоблоком. Но все они обречены на «совпадение» позиций.

Новинкой нынешнего политического этапа стал фактический переход М.Саакашвили и его команды в оппозицию к П.Порошенко. Хотя и не было прямого заявления о переходе в оппозицию, но «ультиматум» выглядит именно так.

Ещё одним важным изменением в оппозиционной деятельности стало смещение акцентов с критики правительства на критику президента. Возросло не только число критиков главы государства, но и количество поводов для критики, которые прямо или косвенно касаются П.Порошенко. Появились заявления об импичменте президенту. Скандалы, связанные с коррупцией, оффшорами, имуществом и бизнесом чиновников, с кадровыми войнами в генпрокуратуре. Скандалы, связанные с таможней, фискальными органами. Скандалы в Одесской области и повсюду, на что обращает внимание М.Саакашвили. Ну и теперь на президента возлагают всю вину за деятельность правительства, за повышение тарифов для населения и за иные побочные эффект от реформ и сотрудничества с МВФ.

Всё это говорит о том, что обозначенная П.Порошенко точка в парламентско-правительственном кризисе на самом деле перевела его в другую тактическую фазу.

В целом же появление новых коалиции и кабмина ознаменовало переход внутриполитического кризиса в Украине на новый уровень – с новым качеством, с новым составом участников, с более высоким уровнем жёсткости политической борьбы. Был дан старт фактической избирательной кампании по досрочным выборам Верховной Рады. И в неё была вплетена риторика, характерная для президентских выборов.

Переходный период и критические обстоятельства.

Не стоит питать иллюзий, что П.Порошенко и его команда верят в то, что в кризис поставлена точка. Точка поставлена в премьерстве А.Яценюка, в политических амбициях «Народного фронта» и в существовании коалиции пяти фракций.

Для президента, БПП и «Народного фронта» наступил переходный период. Итог этого периода для них и продолжительность этого периода зависят во многом от деятельности кабмина во главе с В.Гройсманом.

Продолжительность же переходного периода зависит не только от нового правительства, но и от планов оппозиции. Вероятно, что деятельность Верховной Рады не будет парализована до тех пор, пока Украина не получит очередной транш МВФ и другую финансовую помощь от международных партнёров.

Всё определится в борьбе двух коллективных стратегий – власти и оппозиции. И многое зависит от того, насколько нестандартно может подойти к достижению своих целей каждый из двух лагерей. Способен ли кабмин В.Гройсмана на «экономическое чудо»?

 

Владимир Воля,

эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики

(067) 572-04-01