Авторы публикации
Совсем недавно Кабмин Гройсмана отчитался о проделанной за последние полгода работы. Отчет пестрел бравурными реляциями и победными нотами. Ключевыми достижениями Гройсман назвал рост промышленного производства и строительного сектора, макроэкономическую стабилизацию, ремонт дорожной инфраструктуры, отмену налога на пенсии, децентрализацию, реформу таможни, внедрение системы «ProZorro», дерегуляцию бизнеса, упрощение получения субсидий.
В действительности, ситуация куда менее оптимистична. Есть целые отрасли, где ситуация с приходом Гройсмана усугубилась. Рассмотрим детальнее.
Тарифы
Повышение тарифов стало притчами во языцех – с 2013 года они поднялись в 4,7-6,3 раза для населения. Особенно болезненным стало постановление Кабмина Гройсмана о введении «единой цены» на газ – 6879 грн за тысячу кубов. В действительности, цена далеко не едина – на днях «Нафтогаз» в очередной поднял цену для промышленности, до более чем 7 тыс грн. Сам же «Нафтогаз» покупает газ у «Укргаздобычи» без НДС за 1,6 тыс гривен/тысяча кубометров. Можно возразить, что субсидии компенсируют удары по кошелькам граждан, однако есть масса «но»:
-
Субсидии не могут оформить торговые сети, аптеки, парикмахерские, заправки и т.п. – потому резко выросшие тарифы закладываются в конечную цену продукта
-
Тарифы уменьшают прослойку среднего класса, и без того ужавшегося до минимума
-
Политэкономическая суть субсидий – транзит средств в карманы олигархов, владельцев предприятий ТКЭ. Отсутствие монетизации субсидий также приводит к отсутствию стимулов к энергосбережению.
-
Задолженность госбюджета по субсидиям за предыдущий отопительный сезон составляют 25 млрд гривен, что привело к ухудшению финансового положения многих предприятий сферы ЖКХ . Притом задолженность сформирована при тарифах на газ и горячую воду в 1,8-2 раза меньших.
«Теплые кредиты», предусмотренные госбюджетом, не решают проблем энергосбережения, поскольку: а) недостаточные объемы финансирования данной программы – за 2016 год 893 млн, притом в июле банки приостановили выдачу кредитов из-за отсутствия средств; б) основные потери тепла происходят в теплосетях (40-60%).
Энергетика
Украина входит в отопительный сезон с минимальными за все время независимости запасами газа в ПХГ, угля на складах ТЭС, объемами производства электроэнергии. Если изначально в ПХГ планировалось закачать 17 млрд кубометров, затем – 15,2 млрд, в итоге закачано 14,7 млрд. Уголь – 1,9 млн тонн, вместо запланированных 2,8 млн – притом значительная часть угля завозится компанией ДТЭК из неподконтрольных территорий. Продолжаются аварийные остановки блоков АЭС. Ситуация «смягчется» резким падением промышленного производства и переходом сельской местности на альтернативные виды отопления, однако это не может быть поводом для гордости. Определенным запасом прочности для прохождения отопительного сезона представляются кредитные гарантии от Всемирного банка размером в 500 млн дол.
Продолжается блокирование счетов 104 предприятий ТКЭ, что приводит к невозможности проводить ремонты и, как следствие, массовым авариям – только в Киеве за последние две недели произошло более 900 аварий на теплосетях.
Вызывает вопросы деятельность управленцев «Нафтогаза» (конфликтующих с главой Минэнерго Насаликом), которые не закупали газ во втором квартале, когда цена на него на международных рынках была минимальна, а валютный курс на уровне 24,8 за доллар. Это привело к дополнительным переплатам в сотни миллионов (если не миллиардов) гривен. Кроме того, Нафтогаз переплачивает за российский газ («реверсный»), закупаемый у европейских трейдеров, около 30 дол на тысяче кубометров.
Инфраструктура
Ямочный ремонт дорог – капля в море на фоне того, что, по словам министра инфраструктуры В. Омеляна – дорожное полотно изношено на 97%. Ситуация обрушилась за последние два года, когда правительство отменило квоты на экспорт зерновых. Это привело к тому, что перегруженные зерновозы ухудшили состояние асфальтового покрытия — наиболее пострадавшим регионом является Причерноморье, где расположены зерновые терминалы. Катастрофическая ситуация с автомобильными дорогами вынудила правительство в мае 2016 ввести весовой контроль при въезде в порты — мера правильная, но очень запоздавшая.
Согласно рейтинга Всемирного банка «Logistics Performance Index 2016» Украина за 2 года опустилась на 19 строчек, на 80 позицию.
Назначение В. Бальчуна главой «Укрзализныци» не привело к улучшению работы железной дороги. Из-за проблем на ж/д Украина теряет валютные поступления – аграрии и металлурги не могут доставить продукцию в порты в нужном количестве из-за острой нехватки вагонов (около 9 тыс, что вынудило Кабмин отменить санкции на закупку вагонов в РФ). Вместе с тем, ГФС объявила, что УЗ недоплатила 2,4 млрд гривен налогов. Убыток УЗ по итогам года составит более 1 млрд грн. Пока что реформы Бальчуна свелись к поднятию тарифов, что уменьшает рентабельность металлургии, химии и АПК. Возник также конфликт по линии Бальчун-Омелян, что не добавляет эффективности работы транспортной отрасли.
Макроэкономическая стабилизация
Тезис сомнительный, поскольку:
а) четвертый год подряд падает экспорт товаров и услуг (за апрель-август 2016 по сравнению с аналогичным периодом 2015 экспорт товаров упал c $14,4 млрд до $13,8 млрд, экспорт услуг упал на $250 млн)
б) падает покупательная способность населения – из-за тарифов, инфляции (по данным НБУ 6,3% за январь-сентябрь, неофициально – в 2-2,5 раза больше), девальвации
в) увеличивается количество рейдерских захватов. По словам заместителя главы Минюста Павла Мороза, за 2015 год зафиксировано 3 тысячи рейдерских атак, 90% которых оказались успешными. По информации Антирейдерского союза предпринимателей Украины, в 2016-м число рейдерских захватов составит до 5 тысяч.
г) объем привлеченных инвестиций мизерный – подтверждается это провалом приватизации ОПЗ, чья стартовая цена снижена до 200 млн дол. Хотя ОПЗ в обозримом будущем можно будет резать на металлолом, поскольку Москва планирует перенаправить аммиакопровод Тольятти-Одесса в порт Темрюк Краснодарского края.
Пока что наибольшая часть инвестиций направляется на докапитализацию банков с иностранным капиталом по требованиям НБУ. В 2015 году половину всех инвестиций обеспечена докапитализацией банков с российским капиталом.
Относительным успехом можно назвать привлечение 2 млрд дол кредита – 1 млрд от МВФ, 1 млрд – по еврооблигациям под гарантии США. Успех, понятное дело, тактический, а не стратегический – долги перекладываются на будущие поколения.
Продолжается девальвация гривны, с помощью чего правительство пытается латать бюджетные дыры. Прогнозный курс на следующий год – 27,2 за доллар.
Вернулась проблема бюджетного дефицита. По итогам 9 месяцев текущего года дефицит составил 32 млрд грн ($1,2 млрд) по сравнению с профицитом в размере 24 млрд грн ($1,1 млрд) за 9 месяцев 2015 года.
Другое
«Таможенная сотня» – в СМИ не было ни единого упоминания о том, что данные мобильные группы по борьбе с контрабандой перехватили хоть какой-нибудь серьезный контрабандный груз.
Децентрализация – на фоне инфляции, подбирающеся с 2014 года с показателю 100%, номинальные доходы местных бюджетов выросли всего на 30%. Удельный вес местных бюджетов в структуре консолидированного бюджета сократился с 49% в 2013 до 42% в 2016.
Е-декларирование – сорваны сроки начала е-декларирования (должно было заработать с 15 августа). В конечном итоге система заработала, однако антикоррупционные структуры не спешат разбираться с происхождением капиталов депутатов и чиновников, а ряд декларантов пытаются девальвировать систему электронного декларирования, внося заведомо неправдивые суммы – к примеру, нардеп Мельничук, задекларировавший триллион наличных гривен.
Преступность – продолжается рост, равно как и инциденты с участием патрульной полиции. Доверие к патрульной полиции упало, по данным МВД, почти в 2 раза – до 42%. Ввиду тяжелой криминогенной ситуации Гройсман выступил с инициативой пересмотра «закона Савченко».
Медицина – по словам Розенко, в 2016 году страна упала на последние места не только в Европе, но и в мире. От туберкулеза вакцинированы всего 11% новорожденных.
Таким образом, в реальные заслуги Кабинет Гройсмана может занести себе разве что отмену налога на пенсии, внедрение системы «ProZorro» (так и не ликвидировала коррупцию при госзакупках), ямочный ремонт дорог, активизацию сектора строительства (к которому Кабмин имеет лишь опосредованное отношение). Также с 1 декабря на 10% повысятся социальные стандарты.
В общем, Кабмин продолжает «жить по-старому», эксплуатируя остатки советского наследия и набирая кредиты, за которые будут расплачиваться будущие поколения. Единственная точка роста в виде IT-сектора подвергается постоянным проверкам и обыскам со стороны правоохранительных структур. Далі буде.
Руслан Бортник, Денис Гаевский