Безвизовый туман над нами проплывает: стала ли теперь ближе Европа и как долго просуществует безвиз?

В канун 11 июня 2017 года в Киеве, да и в некоторых других городах Украины можно было наблюдать некое оживление общественной и культурной жизни – проходили массовые гуляния, концерты и митинги, а запущенный президентом таймер отмерял последние минуты до часа икс. Складывалось впечатление, что Украина отмечала или открытие у себя Олимпиады, или вступление в Евросоюз. Но, по сути, все ликование сводилось к тому, что отныне украинцам не надо платить 30-60 евро за визу, ведь, таки да – наступил долгожданный безвиз!

В случае с безвизом как нельзя лучше подойдет известная поговорка «обещанного три года ждут». Ведь еще в 2014 году президент Порошенко обещал украинцам свободный въезд в Европу чуть ли не с 2015 года. С того времени дату начала безвиза неоднократно переносили и в 2015, и в 2016 гг. Казалось, что этот запретный плод останется недосягаемым и в 2017 году. Но все же Брюссель дал зеленый свет на безвизовые поездки украинцев в Европу.

Неудивительно, что после такой длительной, полной зрад процедуры, Порошенко с гордостью говорит о безвизе практически всегда и везде – где это уместно и где нет. Его можно понять – безвизовый режим с Европой – это чуть ли ни единственное обещание, которое он выполнил, но в то же время – это обещание особенно сейчас – наименее востребованное среди украинцев. Ведь все хорошо помнят об обещании закончить АТО за считаные часы сугубо при помощи добровольцев, поднять экономику и благосостояние украинцев и т.д.

Понимая это, Петр Алексеевич всеми средствами хотел преувеличить значение безвизового режима – и через личные выступления, и через СМИ, которые довольно красиво обрисовали предоставление Украине безвизового режима и чуть ли не сравнили его с полноценным членством страны в ЕС, мол, теперь мы снова вернулись в родную европейскую семью! Правда, в этом контексте не сильно ясно, вернулись ли по такой же логике в европейскую семью Гондурас, Тринидад и Тобаго и ряд других банановых республик Африки и Латинской Америки давно уже имеющих безвиз с ЕС?

Европа стала дальше?

Если отойти от сарказма и посмотреть на ситуацию с безвизом с другой стороны, можно прийти к выводу, что Европа теперь стала не то что ближе, но дальше и недоступнее.

Почему?

Все довольно просто. До майдана, когда курс гривны был примерно 1 к 10 по отношению к евро, виза стоила от 350 гривен, что было в целом по карману если не каждому украинцу, то подавляющему большинству. Даже если прибавить к этому еще 25 евро за услуги визового центра, сумма получалась все равно более чем вменяемой. Отдельно надо сказать, что до 2014 года ряд стран Шенгена выдавал буквально направо и налево мультивизы для украинцев. Среди них были Словакия, Литва, Польша, нередко Чехия, Испания, Венгрия. Человек, въезжающий в ЕС с визой, имел существенную гарантию того, что его впустят в Европу, ведь виза выдавалась на определенном основании – будь то приглашение, бронировка отеля и т.д. Естественно, практически каждая выданная виза подкреплялась справкой из банка о наличии необходимой суммы на счету, другими документами.

Что мы имеем сейчас? Мультивизы уже практически никто не выдает, а требования к получению виз ужесточились. Обвал гривны, инфляция и последовавшее за этим обнищание украинцев сделали заоблачными поездки в Европу. Естественно, выросла цена визы в гривневом эквиваленте – с 350-600 гривен – до, соответственно, 1000-1700. Это же касается и справки из банка. Если раньше на счету достаточно было от 4-х до 5-6 тыс. гривен, то сейчас – минимум 15-16 тыс. гривен. Для многих украинцев это сумма фантастическая и неподъемная. К тому же, если мы говорим про туристический аспект поездки, эта сумма могла быть оправдана для визитов в страны Бенилюкса, Францию, Испанию; но в большинстве случаев получалось, что такие сложные требования были для поездок в далеко не самые богатые и дорогие страны, такие как Чехию, Польшу, Венгрию, Литву и др. Мы уже молчим о том, что украинцы кроме этого должны были иметь с собой на руках хотя бы по 40-50 евро на каждый день пребывания – элементарно для того, что б поесть, переночевать и купить пару-тройку самых дешевых сувениров на память. А ведь, на секундочку, 40-50 евро это примерно минимальная пенсия в Украине!

Отмена виз качественного облегчения для украинских туристов не принесла. Сэкономив 30-60 евро, украинцы, путешествуя по Европе, не сильно улучшат свое финансовое положение. Снова-таки, приведем пример бедных и богатых стран Европейского союза или Шенгенской зоны. В Литве, Словакии или Румынии за 60 евро можно несколько раз перекусить и снять не самый дорогой отель; то есть, на день пребывания в этих странах таких денег должно хватить. Но если речь идет о Центральной, Западной или Северной Европе, то 60 и тем более, 30 евро там – просто смешная сумма. Например, в Швейцарии за 60 франков (практически по одному курсу с евро) даже не проедешься из Цюриха в Женеву (расстояние примерно, как из Киева до Винницы) во втором классе поезда, не говоря уже об оплате отеля или хостела, питании и других расходах.

То, есть, ключевой проблемой для украинцев является не визовый барьер, а обнищание.

Кроме этого, вся бумажная волокита со справками, банковскими счетами и т.д. переносится теперь из консульств и визовых центров непосредственно на границу. Если раньше вы, собрав необходимые документы для визы, сдавали их в консульство и могли после получения оной забыть о них, то сейчас каждому украинцу, желающему пересечь ЕС по биометрическому паспорту, придется таскать все эти стопы бумаг с собой и плюс ко всему – доказывать пограничнику, что вы – законопослушный гражданин и не собираетесь надолго задерживаться в Европе, и уж точно не едете туда на заработки.

После этого всего давайте зададим себе вопрос: действительно ли Европа стала ближе? Или быть может это самообман? Ответ, думаем, очевиден.

Да и вряд ли, особенно сейчас, украинцы всерьез думают о поездках в Европу. Более актуальным вопросом последних лет остается «как элементарно выжить?».

Безвиз накроется медным тазом?

О чем могут думать украинцы в контексте безвиза, так это о том, как бы с его помощью или уехать со страны или устроится на сезонные работы в Европе. Ведь, к глубокому сожалению, приходится констатировать, что многие граждане Украины до сих пор плохо проинформированы о том, как по настоящему работает безвиз. Это и неудивительно, если учесть, что и власти, и многие СМИ представляли безвиз чуть ли не как наивысшее достижение Украины, которое принесет колоссальные выгоды и государству в целом, и каждому гражданину в частности. Да и опять же, можно взять во внимание кризис обещаний власти – практически ни одно обещание, которые давали лидеры майдана 3 года назад они так и не осуществили.

Поэтому, вполне прогнозируемо, что какой-то процент украинцев надумает штурмовать Европу в поисках лучшей жизни или временной подработки. Это как раз и пугает ЕС – причем, не только политиков, но и работодателей которые не готовы к наплыву трудовых мигрантов из Украины. Недаром, принятие безвиза в Брюсселе оттягивали до последнего, что бы выработать действенный механизм его приостановки.

Понять европейские власти не сложно. Украина – это не Молдова и не Грузия с населением в плюс-минус 3-4 млн. человек. Потенциально, в ЕС может въехать до 5-7 млн. трудоспособных украинцев, которые станут настоящей головной болью для европейцев, похлеще, чем мигранты из Африки и Азии, поскольку они будут претендовать на рабочие места, в том числе – и на высокооплачиваемые. Даже если предположить, что в Европу въедет не 5-7 млн., а миллион-полтора наших соотечественников, все равно, это станет определенным испытанием для ЕС. В таком случае, следует ожидать усиление погранконтроля и большей бдительности со стороны европейских пограничников, отказов во въезде и т.д.

Есть и другая часть граждан, которые в курсе, что безвиз не дает право на работу, но они руководствуются принципом «не пойман – не вор», или проще говоря, не против поработать в ЕС нелегально. Но это чревато тем, что они так же нелегально будут получать зарплату, кстати, существенно меньше официальной, или еще хуже – рискуют вообще остаться без нее. Само собой, такие работники потенциально попадают в черный список соответствующих миграционных служб ЕС и рискуют быть депортированы из Евросоюза со штрафом и запретом на въезд.

Кроме этого, никто не снимал маркер общей нестабильности с Украины: на ее востоке все еще тлеет военный конфликт, показатели преступности бьют рекорды даже 1990-х, перенасыщен рынок нелегального оружия.

Поэтому, все эти факторы гипотетически могут привести к остановке безвизового режима с Украиной.

Если это случится, то отмена безвиза обоюдно ударит и по имиджу Киева и по имиджу Брюсселя, ведь это продемонстрирует недоговороспособность сторон, их ненадежность. Поэтому, не стоит спешить разделять радость и ликование президента Украины по поводу получения безвиза. Ведь теперь он находится в определенном замкнутом круге и если безвизовый режим все же отменят – это прямо ударит по его рейтингу и поставит под сомнение его переизбрание на повторный срок, к которому, судя по всему, Порошенко начал уже активно готовится.

Но так же, справедливости ради, надо сказать, что на сегодня пока нет оснований говорить об отмене безвизового режима. И не только потому, что он действует меньше недели. Европа понимает, что аннулировав безвиз, она тем самым прямо или косвенно отвернет от себя Украину, ведь за последние годы кормления украинцев пустыми обещаниями, евроскептические настроения в стране заметно увеличились, а среди партий тема евроинтеграции уже не такая популярная, как еще полтора-два года назад. Все это может отобразиться на расстановке сил в будущем парламенте. Конечно, речь не идет о развороте Украины в сторону России – слишком велики разногласия между двумя государствами – по Крыму, Донбассу и т.д., но и на Европу Украина может перестать смотреть жадным взглядом, а сосредоточится на внутренних проблемах.

Показательным в жизнеспособности безвиза будет следующий год-полтора. Если за этот период серьезных или очень серьезных нарушений гражданами Украины условий пересечения границы и пребывания в ЕС не будет наблюдаться, то, скорее всего, безвизовый режим не отменят. Хотя, все будет зависеть от общего политического климата в ЕС, кто будет при власти в ключевых европейских государствах – еврооптимисты, или противники единой Европы.

В любом случае, безвизовый режим это всего лишь бюрократическая процедура и завышать ее значение для Украины и украинцев – не совсем правильно. Есть ряд других моментов, которые волнуют на самом деле украинцев гораздо больше, чем пресловутый безвиз, и властям Украины, если они действительно хотят видеть свою страну среди равных в европейской семье, необходимо найти в себе силы и желание сосредоточится на решении реальных проблем и выполнении реально востребованных обещаний.

Валентин Гайдай. Кандидат исторических наук, политический эксперт