Аналитический обзор важнейших событий военно-политического, экономического и социального характера в России с 17 по 23 февраля 2020 года

1. Внутренняя политика

1. 1 Россия ввела временный запрет на въезд граждан Китая

1.2 Фигурантов дела «Сети» уличили в торговле наркотиками и возможной причастности к убийствам

2. Внешняя политика

2.1 Отставка Суркова зафиксировала смену куратора «украинской» политики в Кремле

2.2 Обострение ситуации в Сирии с Турцией

1. Внутренняя политика

1.1 Россия ввела временный запрет на въезд граждан Китая

В России продолжается борьба с коронавирусом. Ранее мы сообщали, что страна приостановила железнодорожное и авиасообщение с Китаем. На прошлой неделе правительство ввело полный запрет на въезд граждан КНР в Россию для туризма, работы или в частных целях.

Помимо этого, российское правительство уже ввело запрет на поставки из Китая продуктов питания. Вероятно, следом последует электроника и прочие промышленные товары. Хотя в настоящее время в стране уже зафиксировано несколько случаев заболевания коронавирусом, однако, с учётом протяжённой границы и значительных контактов между россиянами и китайцами, ситуация с распространением вируса в России находится под контролем, а сам он не угрожает безопасности граждан.

1.2. Фигурантов дела «Сети» уличили в торговле наркотиками и возможной причастности к убийствам 

Самым громким политическим делом последнего времени в России является дело «Сети», радикальной группировки из жителей Пензы и Санкт-Петербурга, исповедующих крайне левую и анархическую идеологию. Суд признал членов группировки виновными в деятельности террористического сообщества и присудил их к тюремному заключению на срок от 6 до 18 лет.
Интересно, что вскоре после оглашения приговора суда, оппозиционное издание «Медуза» опубликовало своё расследование о фигурантах дела «Сети» из которого следует, что лидер группировки и ряд её членов были причастны к изготовлению и продаже наркотиков. Также журналисты высказывают предположение о причастности членов группировки к исчезновению и убийству своих соратников.
Хотя оппозиционное сообщество осудило публикацию «Медузы» и обвинило её в отбеливании власти, якобы занимающейся подавлением оппозиции, фактически и судебное решение и расследование «Медузы» является крайне значимым для понимания сложившейся ситуации в России. Фактически, в стране повторяется, пусть и не так организованно, как в Украине, ситуация в нашем государстве перед Майданом, когда накануне значимых общественно-политических событий создаются молодёжные радикальные группировки, способные в определённый момент выйти на улицы и совершить переворот.
Что касается самой «Медузы», которая конечно могла и не публиковать своё расследование, опасайся негативной реакции соратников, то выход указанного материала весьма символичен и указывает на изменение позиции её интересантов. Напомним, в январе этого года замглавреда издания стала Татьяна Лысова, до этого занимавшая пост шеф-редактора службы политической информации «Интерфакса». Считается, что её переход в «Медузу» связан с желанием бенефициара издания, которым считают мэра Москвы Сергея Собянина, расширить аудиторию СМИ и таким образом активизировать свою медиа-активность в разгар транзита власти. 

2. Внешняя политика

2.1 Отставка Суркова зафиксировала смену куратора «украинской» политики в Кремле

На прошлой неделе состоялась отставка помощника президента России Владислава Суркова, последние шесть лет курировавшего «украинскую» политику Кремля. Собственно, о самой отставке сообщил помощник Суркова политолог Алексей Чеснаков ещё в январе, однако указ Владимира Путина появился лишь почти месяц спустя.

Ранее мы уже неоднократно писали, что Суркова часто обвиняли в провалах в работе Украиной и непризнанными республиками Донбасса. Место Суркова, в качестве куратора российско-украинских отношений, занял замглавы АП РФ Дмитрий Козак. Благодарю выстроенным личным отношениям с главой ОП Украины Андреем Ермаком и отсутствие у них обоих груза ответственности за события 2014 года, это создаёт предпосылки для постепенно решения конфликта на востоке Украины.

При это следует учитывать, что требования России для проведения очередной встречи в нормандском формате остаются неизменными, о чём в день отставки Суркова заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. По его словам, Киев должен выполнить взятые на себя в ходе парижской встречи 9 декабря обязательства, и лишь после этого возможны переговоры Путина и Зеленского.

Тем не менее, и Банковую, и Кремль, выстраивание связки Ермак-Козак вполне устраивает (обе стороны публично и непублично сделали очень много для выстраивания именно этого диалога), а потому прогресс в мирном урегулировании всё же представляется вероятным.

2.2 Обострение ситуации в Сирии с Турцией

На прошлой неделе ситуация в Сирии, в провинции Идлиб, до крайности обострилась, а Россия и Турция оказались фактически на грани войны.

Ранее Владимир Путин и Реджеп Эрдоган провели ряд встреч относительно участия в сирийском урегулировании, однако в ходе очередного раунда переговоров 18 февраля стороны не смогли прийти к соглашению. В результате, сирийская армия при поддержке российских ВКС и ССО уничтожили анклав исламистов на окраине Алеппо и начали активно продвигаться в провинции Идлиб, контролируемой протурецкими боевиками. Турецкие «прокси» не смогли оказать существенного сопротивления и начали откатываться к границе.

В результате, Турция вынуждена была срочно перебрасывать свои войска в Сирии и стабилизировать ситуацию на фронте, дело дошло до прямых столкновений сирийских и турецких войск, а также, по сообщению ряда источников, до попыток сбития турками российских самолётов и уничтожения ВКС России турецкой техники. Фактически, стороны оказались на грани прямого столкновения.

Данный сценарий нельзя считать приемлемым для Москвы, выстраивающей с Анкарой сложный диалог в ряде стратегических вопросов: оборонка (поставки С-400) и инфраструктура («Южный поток»). Хотя достижение взаимоприемлемых договорённостей и кажется весьма вероятным, однако российско-турецкое противостояние наверняка в скором времени проявится в других регионах, например, в Ливии.