1. Внешняя политика
1.1 Обострение на Ближнем Востоке в связи с ликвидацией США Касема Сулеймани не затронуло интересы России
1.2 Активизация конфликта в Ливии
1.3 «Украинская партия» в Москве под ударом в Telegram
1.4 Кризис в Абхазии обнажил конфликты и слабость российской политики
2. Экономика
2.1 «Росатом» открыл первую майнинговую ферму
1. Внешняя политика
1.1 Обострение на Ближнем Востоке в связи с ликвидацией США Касема Сулеймани не затронуло интересы России
В разгар новогодних праздников в российской внутренней политике не происходило ничего значимого. Тем интереснее, что резко активизировались международные отношения.
Главным событием начала года, несомненно, стала ликвидация США лидера бригады «Эль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции Ирана Касема Сулеймани. Он был убит в результате удара дрона в аэропорту Багдада ранним утром 3го января.
Сулеймани был одним из лидеров Ирана, координировал деятельность шиитских подразделений на всём Ближнем и Среднем Востоке, а также контролировал теневой сектор иранской экономики. После его ликвидации ситуация в регионе резко обострилась, однако всего за неделю инцидент был де-факто исчерпан. Тем не менее, уничтожение столь влиятельной фигуры очевидно скажется на балансе сил в регионе. В этой связи интересно рассмотреть позицию России и её интересы в регионе после уничтожения Сулеймани.
Россия и Иран несколько лет выступали союзниками в борьбе против ИГИЛ в Сирии. Считается, что именно Сулеймани сумел убедить Путина ввести войска на Ближний Восток в 2015 году для спасения режима Асада. При этом влияние Ирана на Дамаск было весьма велико. Речь идёт и о поддержке шиитами близких им алавитов против суннитского большинства, и о большой роли шиитских боевых подразделений в боях с исламистами, и об экономической помощи Ирана Сирии. Проводником этой политики был Сулеймани.
При этом он же выступал естественным конкурентом России в борьбе за послевоенное обустройство Сирии и влияние на режим Асада. Устранение Сулеймани по всей видимости ослабит позиции Ирана, а значит сыграет на руку России.
Во-вторых, Сулеймани был открытым врагом Израиля, возглавляемая им бригада имела вполне говорящее название «Эль-Кудс» («Иерусалим»), поддержанные Ираном шиитские подразделения регулярно обстреливали территорию Израиля с Сирии, и в целом действия Сулеймани вредили вполне рабочим отношениям между Москвой и Иерусалимом. В результате устранение генерала, ситуация в районе Израиля и Сирии временно стабилизируется.
В-третьих, находящийся под санкциями Иран тесно связан с Китаем — речь идёт о теневой продаже нефти в обход ограничений, участии в теневой экономике и т.д. Фактически Иран, и лично Сулеймани, был своего рода проводником китайских интересов в регионе. Такая ситуация, очевидно, не устраивала не только США, но и Россию.
Наконец, интересы России в Сирии и регионе Персидского залива разнятся. В Сирии Кремлю важно добиться мира и продемонстрировать эффективность собственной армии и дипломатии. Очевидно, что Сулеймани, лидер иранской «партии войны», был враждебен всяческому миру и препятствовал реализации российских интересов.
В свою очередь ситуация в Ираке и Иране, где после ликвидации Сулеймани до крайности обострилась ситуация, скорее на руку Москве, ведь через Персидский залив и Ормузский залив идёт не менее трети мировой нефти. Конфликт поддерживает цены на нефть на высоком уровне, что для зависимой от экспорта энергоресурсов России выгодно.
Помимо этого, обострение ирано-американского противостояния может вызвать интерес Тегерана в закупке российского оружия. Так, вскоре после сбития силами ПВО Ирана украинского «Боинга», Тегеран начал рассматривать закупку современных российских комплексов ПВО С-400.
Как следствие, ситуация с очередным обострением на Ближнем Востоке не бьёт по российским интересам в регионе, а, напротив, отвечает задачам Москвы по обустройству Ближнего Востоке в выгодном ключе и извлечении выгоды из конфликта.
1.2 Активизация конфликта в Ливии
В начале января активизировалась ситуация в ещё одной стране Большого Ближнего Востока — Ливии. В 2019 года Ливийская национальная армия (ЛНА), пользующаяся поддержкой России, активизировала боевые действия и вышла к пригородам столицы страны Триполи. Также ЛНА, по сообщениям СМИ, пользовались поддержкой российской ЧВК «Вагнер».
В свою очередь в начале января парламент Турции санкционировал отправку турецких военнослужащих для поддержки враждебного ЛНА Правительства национального согласия (ПНС).
С целью стабилизировать ситуацию в стране и обсудить вопрос мирного урегулирования, сначала президент России Владимир Путин провёл встречу со своим турецким коллегой Раджепом Эрдоганом, а после, 13 января, в Москве прошли мирные переговоры лидеров ЛНА и ПНС.
Одновременно с этим, по сообщениям СМИ, бойцы ЧВК «Вагнера» начали покидать позиции на передовой в Ливии. Отдельно стоит отметить, что, по сообщениям СМИ, этому предшествовало задержание в Германии покровителя «вагнеровцев» бизнесмена Евгения Пригожина, которое, впрочем, впоследствии опровергли все стороны.
Проходившие в Москве ливийские переговоры, проходившие при участии представителей министерств иностранных дел и обороны России и Турции, закончились без подписания мирного соглашения. Глава ПНС проект соглашения подписали, а лидер ЛНА на словах подтвердил приверженность мирному урегулированию конфликта в стране, однако отправившись в Ливию на переговоры с лидерами племён объявил о возобновлении наступления на столицу страны.
Теперь новые переговоры запланированы предварительно на 19 января и состоятся в Берлине.
Представляется, что разморозка переговорного процесса относительно урегулирования конфликта в Ливии является очередным кейсом по разделу Россией и Турцией сфер влияния на Большом Ближнем Востоке. Европейцы явно не могут (или не хотят) урегулировать ситуацию в регионе и способствуют приходу на их место Москвы и Анкары. Этому также способствует временное ослабление Ирана в качестве регионального игрока из-за уничтожения генерала Сулеймани.
В свою очередь для России и Турции это значит увеличение своих сфер влияния и свидетельствует о продолжающемся усилении многополярного мира.
1.3 «Украинская партия» в Москве под ударом в Telegram
12 января произошла информационная атака на «украинскую партию» в Москве, представленную разными группами политэмигрантов. Атаку инициировал крупнейший российский Telegram-канал «Незыгарь», впоследствии подхваченную каналами поменьше, вроде «Майора и генерала» и «ВЧК-ОГПУ». В тот же день в атаку втянулись уже и украинские каналы: «Легитимный» (публично поддерживает президента Украины Владимира Зеленского), «Дилетант», «Преемник.ua» и другие.
Ключевыми тезисами стала продажность всех без исключения политэмигрантов, их жадность, алчность, коррумпированность, и при этом отсутствие возможности как-либо влиять на происходящие в Украине процессы. Под ударом оказались ряд «украинских групп»: Медведчука, Азарова, Арбузова. При этом, например, младоолигарх Курченко и экс-министр внутренних дел Захарченко были упомянуты лишь вскользь.
Последнее тем более интересно, что ранее «Незыгарь» публиковал якобы тайную бухгалтерию Курченко и обвинял его в расхищении средств российского бюджета, однако в этот раз о нём написали весьма мало и лишь в числе прочих.
Интересно, что атака в Telegram на «украинскую партию» в Москве совпала по времени с проблемами в Абхазии у «куратора Украины» Владислава Суркова. Точнее: она произошла именно в тот день, когда Сурков отбыл в республику. Можно предположить, что всё это неслучайно (особенно если учесть сообщения о том, что в кризисе в Абхазии участвовали в том числе бойцы из «ДНР») и связано со стремлением отдельных групп убрать Суркова с украинского направления и полностью пересмотреть украинскую политику Кремля.
Также это может свидетельствовать о предложении некоей сделке: Россия выдаёт беглых украинских политэмигрантов Киеву («они бесполезны и не нужны Москве»), а в обмен просит от президента Зеленского о принятии российских условий по, например, урегулированию конфликта в Донбассе. Так это или не так, и каковы возможны условия этой теоретической сделки, мы узнаем в ближайшее время.
1.4 Кризис в Абхазии обнажил конфликты и слабость российской политики
Во время новогодних праздников в Абхазии произошла силовая смена власти, вскрывшая как слабость российской колониальной политики на Кавказе, так и особенности противоречий внутри российской власти. Чтобы понять происходящее в республике, стоит для начала обратиться к её истории.
Абхазия была автономной республикой в составе Грузинской ССР. На волне распада Советского Союза и парада суверенитетов, республика также попыталась получить независимость, однако против этого выступили в Тбилиси. В результате произошёл конфликт, по итогу которого грузины не смогли отстоять своё право на эту территорию и в 1994 году республика провозгласила свою независимость.
После конфликта 2008 года, Россия признала независимость Абхазии. Фактически же эта частично признанная страна находится под российским протекторатом, в политическом поле присутствуют лишь ориентирующиеся на Россию партии. При этом внутри республики есть различные группы влияния и внутренняя жизнь этой маленькой страны довольно активна.
Рауль Хаджимба возглавлял республику с 2014 года и осенью 2019 года переизбрался на второй срок. Оппозиция обвинила его в фальсификациях и не признала итоги выборов. 9 января протестующие вышли на митинг и заняли администрацию президента. Уже на следующий день Верховный суд принял решение о проведении повторных выборов, а 12 января Хаджимба, блокированный на своей даче, вынужден был сложить с себя полномочия главы государства.
Интересно, что традиционно отношения России с Абхазией курировал помощник Путина Владислав Сурков, также ответственный за «украинскую политику». При этом Сурков прибыл в Абхазию лишь 12го числа, провёл встречи с лидерами оппозиции и фактически констатировал смену власти в республике.
В свою очередь уже 10го января, то есть на второй день после начала кризиса, в республику прибыл заместитель секретаря Совбеза Рашид Нургалиев, генерал ФСБ и экс-министр внутренних дел. Он проводил переговоры с оппозиционерами и фактически не допустил перехода конфликта в горячую фазу.
Отставка Хаджимбы, как представляется, должна ослабить позиции Суркова (провал его людей в полностью подконтрольном России регионе) и одновременно усилить руководство Совбеза, поскольку Нургалиев является давним сослуживцем и коллегой секретаря СБ Николая Патрушева.
При этом непосредственно самой республике ничего не угрожает, власть уже перешла к оппозиции, полностью лояльной Москве.
2. Экономика
2.1 Росатом открывает первую майнинговую ферму
На фоне активизации внешней политики, совершенно незамеченной прошла крайне важная новость из сферы экономики. Накануне Нового года «Росатом» на базе Калининской АЭС (Тверская область) открыл первую в России официальную площадку для майнинга криптовалют.
Сам «Росатом» добывать криптовалюты не будет, а будет продавать дополнительные объёмы электроэнергии крупным потребителям и сдавать в аренду помещения для оборудования майнинговых ферм.
Рядом с АЭС, на участке в 65 тысяч кв. м. будет размещено до 30 контейнеров, в каждом из которых будут размещаться до 400 компьютеров для майнинга. Стоимость электричества составит в пределах от 4 до 5 центов за киловатт-час, а суммарная мощность экспериментальной площадки составит 30 мегаватт. Всего же «Росатом» планирует открыть несколько майнинговых ферм с суммарной мощностью 240 мегаватт.
Особенностью данного проекта является то, что «Росатом» стал первой в мире государственной компанией, вышедшей на рынок майнинга и предоставляющей полностью официальные услуги для добычи криптовалют.
Учитывая, что главой «Росатома» был, и остаётся неформальным куратором сейчас, первый замглавы АП Сергей Кириенко, мы продолжаем фиксировать усиление «партии прорыва», «партии цифровой трансформации» в российской политике. Напомним, ранее отмечалось усиление союза Кириенко с главой «Сбербанка» Германом Грефом, также выступающего за рывок России в сфере высоких технологий. Всё это создаёт позитивную для России почву накануне парламентских выборов и активизации элит накануне трансфера 2024 года.