В докладе по оценке глобальных рисков на 2024 год анализируется 4 структурные силы, которые будут определять реализацию глобальных рисков и управление ими в течение следующего десятилетия. Речь идет о долгосрочных сдвигах в организации и взаимоотношениях между 4 системными элементами глобального ландшафта:
– Траектории, связанные с глобальным потеплением и связанными с ним последствиями для систем Земли (изменение климата).
– Изменения в размерах, росте и структуре популяций по всему миру (демографическая бифуркация).
– Пути развития передовых технологий (Технологическое ускорение).
– Материальная эволюция в концентрации и источниках геополитической власти (Геостратегические сдвиги).
В частности отмечается:
☑️ Экологические риски могут достичь точки невозврата
Экологические риски продолжают доминировать в ландшафте рисков на протяжении всех трех временных периодов. Две трети считают экстремальные погодные условия главным риском в глобальном масштабе в 2024 году.
☑️Поляризация общества входит в тройку основных рисков как на текущем, так и на двухлетнем временном горизонте. Поляризация общества и экономический спад рассматриваются как наиболее в глобальной сети рисков, как движущие силы и возможные последствия многочисленных рисков.
☑️Широкое использование ложной информации и дезинформации, а также инструментов для ее распространения, может подорвать легитимность вновь избранных правительств.
Ожидается, что в течение следующих двух лет на избирательные участки в нескольких странах, включая Бангладеш, Индию, Индонезию, Мексику, Пакистан, Великобританию и Соединенные Штаты, придут на избирательные участки около 3 миллиардов человек.
☑️ Кризис стоимости жизни остается серьезной проблемой в прогнозе на 2024 год. Экономическая неопределенность будет оказывать серьезное влияние на большинство рынков, а капитал будет самым дорогим для наиболее уязвимых стран.
☑️ Нарастающая геополитическая напряженность в сочетании с технологиями приведет к возникновению новых рисков для безопасности.
По мере того, как фокус внимания крупных держав растягивается на несколько фронтов, заражение конфликтов становится ключевой проблемой. Это становится еще более тревожным риском в контексте последних технологических достижений.
Растущая интернационализация конфликтов с более широким кругом держав может привести к более смертоносным и продолжительным войнам и масштабным гуманитарным кризисам. По мере того, как несколько государств будут вовлечены в опосредованную и, возможно, даже прямую войну, стимулы для сокращения времени принятия решений за счет интеграции ИИ будут расти.
☑️ Более глубокий раскол на международной арене между несколькими полюсами силы, а также между Глобальным Севером и Югом парализует механизмы международного управления и отвлечёт внимание и ресурсы крупных держав от насущных глобальных рисков.
Государства Глобального Юга несут на себе основную тяжесть изменения климата, последствия кризисов эпохи пандемии и геоэкономических разногласий.
Включая последствия для горячих точек с высокими ставками: российско-украинской войны, ближневосточного конфликта и напряжённости вокруг Тайваня.
Скоординированные усилия по изоляции государств-«изгоев», скорее всего, будут все более тщетными, в то время как международное управление и миротворческие усилия, доказавшие свою неэффективность в «полицейском» урегулировании конфликта, могут быть отодвинуты на второй план.
☑️ Что касается войны в Украине. Постконфликтные сценарии для Украины и России трудно предсказать. Война может длиться годы или даже десятилетия.
Если конфликт усилится, то, скорее всего, это произойдёт с помощью обычных, а не ядерных средств, но он может распространиться и на соседние страны.
Война в Украине в ближайшие два года "может периодически сменяться то обострением, то замораживанием", говорится в докладе форума в Давосе по оценке глобальных рисков на 2024 год.
В докладе (ВЭФ) анализируются глобальные риски в перспективе 1, 2 и 10 лет. После самого жаркого лета в Северном полушарии в 2023году, две трети респондентов самым главным риском выбрали - экстремальные погодные условия.
Основными рисками 2024г. опрошенные аналитики назвали:
1. Экстремальные погодные условия - 66%
2. Неточную информацию и фейки, в том числе созданные с помощью ИИ - 53%
3. Социальную и политическую поляризацию общества - 46%
4. Кризис стоимости жизни - 42%
5. Кибератаки - 39%
6. Спад экономики - 33%
7. Нарушение цепочки поставок важнейших товаров и ресурсов - 25%
8. Эскалацию или вспышки одного или нескольких межгосударственных вооруженных конфликтов -25%
9. Атаки на критическую инфраструктуру - 19%
10. Нарушение цепочки поставок продуктов питания - 18%
30% - опрошенных высоко оценивают вероятность глобальных катастроф в ближайшие два года.
63% - не исключают такого сценария в течение десятилетия.
В докладе отмечается, что в следующем десятилетии наступит период значительных перемен, которые израсходуют наши адаптационные возможности до предела. Сотрудничество окажется под давлением в этом раздробленном, постоянно меняющемся мире.
Но существуют ключевые возможности для действий, они могут быть предприняты на местном или международном уровне, индивидуально или совместно, что поможет значительно снизить воздействие глобальных рисков.
Локализованные стратегии, использующие инвестиции и регулирование, могут уменьшить воздействие глобальных рисков, и как государственный, так и частный сектор могут сыграть ключевую роль в распространении этих преимуществ на всех уровнях. Коллективные действия отдельных граждан, компаний и стран сами по себе могут показаться незначительными, но при достижении критической массы они могут сдвинуть с мёртвой точки глобальное снижение рисков.
Руслан Бортник и Оксана Красовская
для Украинского Института политики