6 сентября 2022 начались атаки ВСУ в районе города Балаклеи Харьковской области, в ходе которых украинским силам удалось блокировать населенный пункт в течении 6 и 7 сентября с севера, с юга и с запада, а также взять под огневой контроль пути снабжения российского гарнизона в нём с востока. Это вынудило россиян отступать в восточном направлении во избежание окружения, что позволило Украине занять Балаклею 8 сентября. Скорое взятие же Балаклеи, ознаменовавшее собой начало развала фронта РФ в Харьковском регионе, позволило Украине, в том числе на плечах отступающей российской группировки, дальше продвигаться на северо-восток к Купянску и на юго-восток к Изюму, возле которых на скорую руку РФ не смогла выстроить новой линии обороны, и они были освобождены Украиной 10-11 сентября 2022.
Основных же территориальных успехов Украина достигла за первые 7 дней операции( с 6 по 13 сентября), когда также ВСУ смогли занять плацдарм на восточном берегу реки Оскол, вернуться в часть Луганской области в районе села Белогоровка, и отбросить войска РФ с Севера Харьковщины на линию гос. границы, этим снизив интенсивность обстрелов Харькова, отодвинув от него фронт севернее на 15-20 км.
В целом же Харьковской наступление, которое завершилось в полной мере только 11 октября новыми позиционными боями в Донецкой и Луганской областей, позволило Украине деоккупировать около 12 тысяч квадратных километров территорий, что в полтора раза превышает площадь "ДНР" до полномасштабной войны. Также это во много раз( около 8) превышает по площади то, что РФ смогла оккупировать за 2023 и 2024 года совокупно. Оно же полностью сняло военную угрозу для Славянско-Краматорской агломерации ВСУ, которая с севера в районе Изюма нависала с марта 2022, и так на какое-то время уменьшив число обстрелов Славянска и Краматорска. Такие результаты наступления во многом были обусловлены тем, что РФ летом-осенью 2022 ожидала наступательных активностей Украины сугубо на Херсонском участке фронта, и потому все ключевые её резервы были переброшены туда, а сам же Харьковский удар Киева застал Москву врасплох, создав успешно реализованный Украиной момент внезапности.
И хоть Харьковский успех Украины есть безусловно выдающимся оперативным успехом Киева в войне, вылившегося в получение Украиной большого количества трофейной российской техники, потери которой под Изюмом при поспешном отступлении ВС РФ составили примерно 9% от всех технических утрат РФ в войне на тот момент, но тем не менее в рамках него Украина не смогла полностью окружить и уничтожить большое количество живой силы России, состоятельность чего могла бы привести к деморализации и обвалу всего российского фронта, и прекращению войны. Равно как и навязать РФ невыгодные соглашения, попади её войска в котёл, как это сама Россия применила к Украине в 2014 и 2015 годах, через Иловайский и Дебальцевский котлы навязав Киеву первые и вторые Минские соглашения соответственно.
Также не до конца остаётся понятным почему в сентябре 2022 было выбрано Харьковское направление для атаки, а не например Запорожское, так как на начало сентября 2022 РФ вообще не верила в способность Украины сугубо военными методами возвращать большие территории, и потому особо не готовила оборонительных сооружений не только на Харьковщине, а и в Запорожье, вместо стратегической обороны отдавая предпочтение стратегическим наступлениям. Напомним что линия Суровикина на Юге Украины, которую ВСУ не смогли прорвать летом 2023, стала возводиться лишь постфактум Харьковского контрнаступления в октябре 2022. В тоже время успешный прорыв вместо Харьковщины на Юге сулил бы Украине куда более выгодным военно-политическим положением, и значил бы стратегический успех вместо оперативного, в рамках коего, выйди ВСУ к побережью Азовского моря осенью 2022, то в потенциальном оперативном окружении оказался как Крым через перерезание сухопутного коридора к нему и взятие под огневой контроль Крымского Моста, так и вся Херсонская группировка ВС РФ, особенно правобережная, которой было бы очень затруднительным держать оборону при одновременном давлении на неё ВСУ с запада и востока, равно как и было бы очень сложным организовать её отступление в Крым при узких перешейках.
Харьковский успех ВСУ окончательно вынудил Кремль пойти на мобилизацию, когда стало ясно что без неё даже не удастся держать устойчивую оборону в Украине уже захваченного. Он же, для перебивания негативно складывающейся тогда информационно-политической атмосферы для России, для пресечения полной деморализации и дезорганизации российского фронта и тыла, для недопущения внутренней дестабилизации, подтолкнул Москву к аннексии Херсонской, Запорожской, Донецкой и Луганской областей, что было выставлено как политический успех России в противовес военным неудачам, и ознаменовало собой переход РФ от колониально-экспедиционной войны к империалистически-экзистенциальной. Сами же боевые действия после и в силу этого обрели характер окопной войны вместо манёвренной, подтолкнув стороны конфликта к созданию эшелонированных, сплошных линий обороны на ряде направлений, кратно утруднив завершение политического противостояния военным путём в пользу победы одной из сторон.
Само же решение об аннексии 4 областей также есть следствием неэффективности использования Россией контроля этих территорий для склонения Украины к внешне и внутренне политическим уступкам в обмен на возможное их возвращение, через рамку Стамбульских соглашений в том числе. После решения об аннексии сухопутных регионов Украины возможность Украины их вернуть дипломатическим путём на порядки сузилась, а сам переговорный процесс зашёл в ещё больший тупик в силу углубления принципиальных противоречий между Украиной и РФ, касающихся территориального вопроса. Но вместе с тем Харьковская операция ВСУ пресекла осуществление рос.аннексии Харьковской области, которой в полной мере нельзя было исключить. Деоккупация Харьковщины также воодушевила западных партнёров Украины, сделав их более решительными на долгосрочную военную помощь Киеву, на время увеличив их веру в способность Украины окончательно победить Россию военным путём, отбросив дипломатическое решение на дальний план.
Главные итоги Харьковского контрнаступления ВСУ:
– минимизация военно-политической угрозы РФ для Харькова и Славянско-Краматорской агломерации;
– интенсификация аннексии РФ Херсонской, Запорожской, Донецкой и Луганской областей как политической компенсации от Кремля в глазах своего общества и элит за военные неудачи, но и в тоже время срыв аннексии Харьковской области;
– объявление Россией мобилизации с повышением степени тотальности и экзистенциальности войны путём роста вовлечения Москвы в ней; переход войны от колониально-экспедиционного характера для Кремля к имперско-захватническому;
– изменение характера войны с манёвренного в окопный;
– формирование у Запада и Украины ещё более завышенных ожиданий касаемо возможности ВСУ в обозримом будущем нанести РФ окончательное стратегическое поражение военным/военно-политическим путём, что вылилось как в инвестиции Запада в контрнаступление ВСУ на Юге в 2023, так и в отбрасывание переговорного процесса осенью 2022( что в последующим в силу рос.аннексий 2022 завело его в тупик), когда в нём у Украины была наилучшая переговорная позиция и когда был едва ли не последний момент состоянием на сейчас договориться на минимально приемлемых для украинской стороны условиях, включающих в себя возврат линии 24.02;
Киевский Реалист