Египет 5 лет спустя Тахрира: возвращение к исходной точке

Революция не будет транслироваться

Прошло 5 лет с тех пор как произошло самосожжение Моххамеда Буазизи из Туниса, спровоцировало серию восстаний против авторитарного режима в Тунисе, Египте, Ливии, Сирии, Йордана, Йемена, Саудовской Аравии и Бахрейна. В отличие от множества тех, кто праздновал переход к демократии в Тунисе, никаких массовых церемоний по случаю пятой годовщины Египетской революции не было проведено. После того, как были арестованы активисты и закрыты культурные пространства, служба безопасности примвенила силу. Только небольшому количеству сторонников режима было разрешено организовать сдержанное собрание, без отмечаний инициаторов революции, но с восхвалением полицейских, которые пытались их остановить. Все другие демонстрации были запрещены. Египет вернулся обратно в мрачные дни как при бывшем правлении президента Хосни Мубарака.

Тем не менее, 2011 год был полон надежд на изменения в лучшую сторону. 25 января 2011 года, после того как правительство Туниса было свергнуто, десятки тысяч египтян вышли на протест с лозунгом «хлеба, свободы и социальной справедливости» и с призывом ухода Мубарака. Мухаммед Мурси, председатель партии Свободы и Справедливости был арестован вместе с двадцатью четырьмя другими лидерами «Братьев-мусульман», но, воспользовавшись хаосом во время революции, спустя 2 дня совершил побег из тюрьмы. В последующие дни, более 800 человек погибли в противостоянии с полицией и сторонниками Мубарака. Площадь Тахрира стала символом оппозиции, не только для Египта, но и для всего арабского мира. Тридцать лет правления было завершено спустя 18 дней, после того как Мубарак ушел в отставку и передал свои полномочия высшему Совету Вооруженных Сил. Позже 25 января стало государственным праздником - «День Революции». Но революция на этом не закончилась. В ноябре, площадь Тахрира стала местом для борьбы за демократию с тысячами демонстрантами, которые митинговали против военной хунты. Десятки человек погибли в результате столкновения между протестующими и солдатами. Протест не произвел ожидаемого эффекта, хотя в соглашении с армией были организованы первые в истории демократические выборы в Египте. Представитель от «Братьев–мусульман» Мухаммед Мурси выиграл президентские выборы во втором туре в июне 2012, набрав 51,7% голосов. В том же месяце, Хосни Мубарак был приговорен египетским судом к пожизненному заключению. Демократические преобразования под руководством президента Мурси были беспорядочны и в конечном счёте неудачные. Его правительство не понесло ответственности за насилие в отношении протестующих, а сам он продвигал религиозно - консервативные подходы к решению проблем и, таким образом, поляризовал общество ещё больше. Новые протесты вспыхнули в ноябре, после того как президент назначил себе ряд неограниченных полномочий, при которых он мог издавать законы без судебного рассмотрения – якобы для того, чтобы «защитить» народ. Мурси был вынужден отменить свой указ, но ему всё же удалось вынести вопрос об новой конституции на сомнительный референдум в декабре. Голосование было проведено с повсеместными обвинениями в фальсификации и другими нарушениями. На вторую годовщину революции 2011 года, демонстранты собрались на площади Тахрир. Более 50 человек были убиты во время ожесточенных уличных протестов в эти дни. Начальник штаба сухопутных войск Абдель Фаттах Аль-Сиси, выступил с предупреждением относительно того, что политическая борьба толкает государство на грань колапса.

Полный цикл

Президент Мурси был в конце концов свергнут в июле 2013 года, во время государственного переворота, который возглавлял Сиси, на волне новых протестов против решения Мурси, назначить исламистских союзников губернаторами в 13 из 27 мухафаз (частей Египта). Один из тех, кого было назначено, был членом бывшей Исламистской вооруженной группы, которая была связана с массовым убийством туристов в Луксоре в 1997 году. Летом 2013 года, начались беспощадные и кровавые репрессии против «Братьев-мусульман», с последующими чистками среди светских движений и Левых сил Египта. До тысячи сторонников свергнутого президента были убиты когда¸ после 1,5 месяцев оккупации, силы безопасности штурмовали их лагери в Каире на площади Раб-Аль-Адавиа. В комплексном докладе Хьюман Райтс Вотч описала это событие как «одно из крупнейших в мире убийств демонстрантов за один день в новейшей истории».

В послереволюционной политике Египта, новая Конституция была принята в январе 2014 года, запрещающая партии, которые основанные на религии. Правительство ушло в отставку, позволив Сиси выставить свою кандидатуру на выборах, состоявшихся в мае, которые он выиграл, набрав 96% голосов и успешно всё организовав. Одним годом позже, Мурси был впервые приговорён к 20 годам лишения свободы за аресты протестующих и пытки над ними, во время его правления, а затем был приговорен к смертной казни за побег «Братьев-мусульман» из тюрьмы в 2011 году.

Освобождение из тюрьмы Мубарака, даже если он по-прежнему сталкивался с обвинениями в коррупции и убийстве, провернуло колесо полным циклом. Президент Сиси возобновил разновидность авторитаризма протестующих, которые рисковали своими жизнями, защищаясь 5 лет назад. По сути, Международная Амнистия и другие правозащитные группы назвали государственные репрессии Сиси, запугивания и нападения на свободу прессы, беспрецедентными. Хотя по оценкам количества политических заключенных, задержанных в соответствии с законом во времена Мубарака, составляет до 30 000 человек, в противовес закону, принятому в ноябре 2013 года который стал «прямой дорогой» в тюрьму, более чем 40 000 людей – журналистов, либералов, активистов и исламистов, которые точно также были арестованы или обвинены в совершении уголовного преступления в первый год правления Сиси. В то время как службы безопасности (силовики) столкнулись с растущим повстанческим движением и все более изощренными нападениями боевиков, правительство оправдало репрессии, говоря что борется с терроризмом. Министерство внутренних дел сообщило, что почти 12 тыс. человек были арестованы по обвинению в терроризме за первые девять месяцев 2015 года, но оно не выпустило обновленного количества с тех пор. Президент Сиси обвинил «Братьев-мусульман» в координации с гораздо более радикальными исламистскими группировками (в том числе, поклявшимися в верности ISIS), убившими сотни силовиков и взорвавшими российский чартерный рейс на Синайском полуострове.

Режим Сиси фактически разделил страну на сторонников и террористов. Притесняя любую формы инакомыслия, военная хунта превратила тюрьму в погребальную камеру стремлений революции. Политическое безразличие проявляется практически полностью в современной армии Египта. Однако, социальное недовольство осталось и дополняется разочарованием по поводу бедности образовательной системы, коррупции и спада экономики. Средний возраст в Египте – 25 лет. Уровень безработицы среди молодежи вырос до 26,3% в 2015 году, в то время как более четверти египтян, почти 90 миллионов, живут за чертой бедности. Египет пока начинает путь к национальному примирению, с каждой частью общества, включенной в процесс перестройки политики и экономики, будет сложно для любого правительства найти путь к стабильности.

Какая роль для ЕС?

Позиции ЕС в отношении Египта развивались вместе с изменяющейся политикой в стране. Нынешний подход ЕС к египетскому режиму, основывается на его роли в качестве важного фактора мира на Ближнем Востоке и – по иронии судьбы – как сторонник правительства национального единства в соседней Ливии. К сожалению, этот подход является символичным для «прагматического» реализма поддерживаемого новой Европейской политикой соседства: пресечение потока беженцев и борьба с терроризмом превосходит требования к соблюдению прав человека. Несмотря на символические выражения о верховенстве закона, контроле и противовесе, и свободы средств массовой информации в Египте, мы наблюдаем отсутствие со стороны Европейского Союза разоблачения режима Сиси таким каким он есть - военная диктатура, которая пришла к власти в результате переворота, и отсутствие истинных усилий для решения незначительных источников нестабильности (бедности, коррупции и плохого управления), что продлевает страдания египетского народа и отдаляет молодежь, с которой главный представитель ЕС Фредерика Могерини, так отчаянно питалась связаться, провалив выступление в Каирском университете в ноябре прошлого года.

 

Стивен Блокменс

старший научный сотрудник и руководитель отдела по внешней политике ЕС в CEPC