После, безусловно, положительных новостей о режиме полной тишины на Донбассе, появляются надежды на исполнение Минских соглашений. Следующим пунктом должны стать местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Однако данный вопрос, по всей видимости, станет новым Рубиконом Минска, перейти который будет очень непросто.
Главным камнем преткновения между странами участниками Нормандской четверки является алгоритмизация и очередность действий в решении украинского кризиса, который Европа не прочь решить скорейшими темпами, пойдя по пути наименьшего сопротивления.
Безусловно, Украина заручилась мощной поддержкой Берлина и Парижа в понимании того, что выборы в ОРДЛО должны пройти исключительно по украинским законам. Однако, к большому сожалению, никаких дипломатических дивидендов для Украины это не дает.
Здесь следует вернуться к пресловутому плану Мореля, официально именуемому как «Элементы для временного закона о местных выборах в некоторых районах Донецкой и Луганской областей.
Согласно данному детищу дипломатии выборы в ОРДЛО должны проходить после прекращения огня под наблюдением БДИПЧ. Гарантируется амнистия всем участникам выборов. Подразумевается, что выборы пройдут под руководством временных территориальных избирательных комиссий, в которые будут входить представители местных отделений партий, что были зарегистрированы до 2014 года. Данные ВТИК должны обладать широкими полномочиями. Подразумевается, что в их компетенции также будут входить такие вопросы как допуск/не допуск партий к избирательному процессу и аккредитация СМИ. Также предусмотрен ценз оседлости для реализации пассивного избирательного права. Однако самое одиозное в данном документе – отсутствие пункта о разоружении и возвращении контроля над границей Украине.
Можно было бы усомниться в достоверности существования данного плана ввиду того, что информация о нем была доступна только с одного источника, но после соответствующих заявлений Порошенко, а также глав МИД Франции и Германии такие сомнения можно с уверенностью отбросить.
Окончательно все точки над «и» расставил Парижский саммит. Фактически последняя встреча глав государств Нормандской четверки дала зеленый свет разработке специального закона о выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей в рамках Трёхсторонней контактной группы.
Однако надеяться на то, что выработанный документ будет полностью приемлемым для Украины, не приходится. Причина этому – позиция европейских партнеров, которые пошли по пути наименьшего сопротивления, сделав явный реверанс в сторону России. На пресс-конференции по итогам Парижской встречи Олланд четко дал понять свое виденье дальнейшей имплементации Минска: сначала амнистия и выборы, потом особый статус, отвод иностранных вооруженных формирований и возвращение контроля над границей.
Подобного заявления мы могли бы больше ожидать от Владимира Путина, нежели от главы Французской Республики. Однако удивляться здесь нечему. Франция, а, в особенности, Германия, заинтересованы в скорейшем урегулировании украинского кризиса, так как внутренних проблем у этих стран в последнее время значительно прибавилось.
Во-первых, это кризис мигрантов, который фактически ставит под вопрос единство ЕС, как конфедеративной структуры, его ударопрочность перед лицом внешних угроз.
Во-вторых, проблема сирийского кризиса, который в последнее время просто затмил украинский вопрос по своей имиджевой и репутационной нагрузке.
В-третьих, явное желания ключевых стран ЕС поскорее снять санкции с России, для чего нужен формальный повод.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что лидеры ЕС заинтересованы в скорейшем решении украинской проблемы, руководствуясь принципом качество в угоду скорости.
Очевидно, что позиция РФ, ФРГ и Франции по вопросу выборов в ОРДЛО звучат в одной тональности. Таким образом, фактически не имея субъектности в международных отношениях, Украина де-факто должна будет принять продиктованные ей условия.
Уже сейчас становится ясным, что Морельские тезисы лягут в основу будущего закона о выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Несмотря на то, что в рамках подгруппы по политическим вопросам, которая ведает судьбой данного закона, переговоры идут очень напряженно, Украина вряд ли выторгует себе комфортные условия. Конечно, Европа и Россия будут вынуждены пойти на мелкие уступки Украине по данному вопросу, однако последнее слово все же останется за ними.
Уже сейчас по заявлениям президента и его администрации становится ясным, что будущий закон будет носить крайне противоречивый характер. Крайне важен вопрос: сможет ли Украина добиться активного и пассивного избирательного права для внутренне-перемещенных лиц, ведь от этого напрямую зависит состав будущих местных советов. Также активно украинские дипломаты будут бороться за формулировку понятия амнистии для кандидатов. Говорить же о реализации требования разоружения и возвращении контроля над границей до выборов не приходится.
В своем последнем заявлении Петр Порошенко заявил, что в вопросе выборов на Донбассе он надеется на поддержку Верховной Рады. А ее поддержка ему пригодится. По всей видимости, президент планирует принять данный закон до конца года. Для этого ему необходимо абсолютное большинство в Раде, то есть 226 голосов. Принятие Конституции в первом чтении продемонстрировало, что собрать нужное количество парламентариев для партии власти не проблема. Они располагают ресурсами НФ. Оппозиционный блок также будет голосовать за данный закон с известных причин.
Очевидно, что Радикальная партия Ляшка, Батькивщина и Самопомич голосовать за закон о местных выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей не будут. Более того высока вероятность того, что голосование по данному закону приведет к выходу данных фракций из коалиции. Более того не стоит забывать, что к концу года во втором чтении должен голосоваться проект изменений в Конституцию, для которого Порошенко необходимо квалифицированное большинство в 300 голосов, которых у президента на данный момент нет. В любом случае голосование по этим двум резонансным законам вполне могут стать причиной нового витка парламентского кризиса с куда более серьезными последствиями.
Также огромную опасность для стабильности украинской политической системы представляет реакция правых сил на закон о местных выбора в ОРДЛО, которая может вылиться в цепь крайне опасных событий для украинской государственности. Пойдут ли правые на подобную радикализацию – спорный вопрос. Ввиду реакции украинского общества на события под Радой после голосования изменений в конституцию, можно предположить, что широкой общественной поддержки экстремистские действия не получат. Куда более вероятным выглядит вариант общественных протестов, военных маршей и акций устрашения. Многое зависит, от политических акторов, которые имеют большую легитимность, нежели правые силы. Речь идет о Самопомощи, РПЛ, Батькивщине , а также Свободе и УКРОПу. Разогреют ли они общество до нужного градуса, при котором действия правых перестанут восприниматься как маргинальные и найдут отклик в обществе? Вполне возможно, но маловероятно, ибо отношение населения кризису на Востоке страны, явно свидетельствует о желании скорейшего его решения мирными средствами, даже в угоду потери этих территорий.
В любом случае Закон о местных выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей станет большим испытанием для президента Украины, который, если не «убьет» его, то сделает значительно сильнее.
Эксперт УИАМП,
Николай Стребков