Оригинал доклада: https://www.state.gov/j/drl/rls/irf/2017/eur/280970.htm
Доклад «О международном положении в сфере свободы религий» был опубликован на официальном сайте Госдепартамента США 29 мая 2018 года. Его раздел об Украине занимает 36 страниц и подразделяется на 4 подпункта:
-
Религиозная демография.
-
Состояние соблюдения правительством религиозных свобод.
-
Состояние соблюдения религиозных свобод в обществе.
-
Политика американского правительства и его участие в вышеописанных процессах.
Предлагаем вашему вниманию обзор основных положений доклада в таком же порядке.
Религиозная демография
Первое, что бросается в глаза в этом подпункте доклада – приведённая оценка американским правительством численности населения Украины по состоянию на июль 2017 года. Она составляет 44 млн. человек. Цифра включает в себя население неподконтрольных территорий Донбасса и Крыма (хотя последний вынесен в отдельный раздел). Данная оценка слишком оптимистична даже по данным украинского правительства, которое озвучивает численность населения страны примерно в 42 млн. человек. При этом, оценки независимых экспертов варьируются от 24 до 38 миллионов граждан, фактически проживающих на территории Украины.
Ещё один примечательный момент – то, что авторы ссылаются на исследование Центра Разумкова относительно религиозных предпочтений населения Украины. Согласно его результатам, 68,2% респондентов идентифицировали себя как православные. Эта цифра включает в себя 26,5% верующих УПЦ (КП), 12% верующих УПЦ (МП), 24,3% «просто православных», 3,5% прихожан Русской православной церкви «отдельно от УПЦ (МП)», и 1,1% верующих УАПЦ.
Обращает на себя внимание манипулятивный характер опроса, в который помимо основных православных конфессий были включены варианты ответов «просто православный» и «верующий РПЦ отдельно от УПЦ». Последний вариант явно абсурден, так как РПЦ не имеет в Украине приходов вне рамок УПЦ. Что же касается «просто православных», этот вариант был внесён в опрос чтобы запутать тех, кто не воцерковлён (не посещает церковь каждое воскресенье, не живёт жизнью общины) и не разбирается в тонкостях канонического права. Очевидно, что в этой группе есть как прихожане (пусть и не частые) УПЦ (КП), так и УПЦ (МП). С нашей точки зрения, оба варианта были внесены в опрос его заказчиками с целью сознательно занизить процент прихожан УПЦ (МП) и выставить УПЦ (КП) в качестве самой большой конфессии.
Забегая наперёд, отметим, что в 3 подпункте вышеупомянутого раздела доклада эти данные опровергаются приведёнными цифрами количества приходов (общин) разных православных конфессий: УПЦ (МП) – 12,328 общин, УПЦ (КП) – 5,114, УАПЦ – 1,195.
Кроме того, отмечается, что в Украине проживает около 500,000 мусульман и более 100,000 иудеев.
Состояние соблюдения правительством религиозных свобод
В этом подпункте уделено большое внимание законодательной базе, принятой в Украине относительно функционирования религиозных организаций. В частности, отмечается, что в нашей стране церковь законодательно отделена от государства, а цель государственной политики в отношении религии состоит в «установлении диалога между национальными, культурными, и религиозными группами, содействии созданию толерантного общества, способствовании установлению свободы совести и вероисповедания». Кроме того, описываются правила регистрации религиозных организаций и общин. По своей сути, они довольно либеральны и напоминают аналогичные правила, принятые в большинстве демократических стран.
Однако, дальнейшее описание «правительственных практик» в отношении соблюдения религиозных свобод даёт понять, что законодательные нормы соблюдаются избирательно, а в некоторых случаях не соблюдаются вовсе.
В частности, доклад отмечает обращение президента и парламента к Константинопольскому патриарху о предоставлении УПЦ (КП) и УАПЦ автокефалии и создании на их базе «единой поместной церкви» (вмешательство государства в дела церкви). Не обошли создатели доклада вниманием и критику этой инициативы со стороны УПЦ (МП).
Далее следует описание решений местных и общенациональных властей, притесняющих права тех, или иных конфессий. Список довольно обширный, но обращает на себя внимание то, что в западных областях страны органы местного самоуправления и суды чаще всего притесняют УПЦ (МП) и свидетелей Иеговы (не выделяют землю для нужд указанных конфессий, отказывают в реституции церковного имущества, выносят судебные решения не в их пользу). В южной, восточной, и северной Украине аналогичная ситуация наблюдается в отношении представителей УПЦ (КП), протестантов, Римо- и греко- католических церквей. В качестве одного из примеров решений властей, притесняющих религиозные права граждан, приведён инициированный Министерством культуры запрет на работу священников УПЦ (МП) капелланами в частях Национальной гвардии.
Отмечается также, что, не смотря на решение суда о запрете на функционирование производственных мощностей на территории старинного иудейского кладбища в селе Тойкут (Волынская область), по состоянию на конец 2017 г. предприятие продолжало свою работу.
Помимо этого, описан случай отказа киевскими чиновниками в бесплатном выделении земли для погребения членов мусульманской общины Киева. Справедливости ради, стоит отметить, что в столице давно невозможно получить бесплатный участок под погребение, безотносительно религиозной принадлежности. Земли для кладбищ катастрофически не хватает, а коррупция в сфере её распределения достигла небывалых масштабов.
Есть в этом подпункте доклада и указание на одно положительное изменение в сфере соблюдения религиозных свобод в Украине. Им, по мнению авторов, является отмена парламентом положения налогового кодекса, требовавшего от всех религиозных общин регистрации в качестве неприбыльных организаций. Теперь они будут считаться таковыми по умолчанию, что вызвало одобрение представителей религиозной общественности.
Отдельно выделены «нарушения религиозных прав, совершённые иностранными силами и негосударственными акторами». К этой категории отнесены притеснения прав членов религиозных групп со стороны представителей самопровозглашённых «ДНР» и «ЛНР».
В описании всех случаев нарушения прав членов и руководителей религиозных общин на неподконтрольной Украине территории Донбасса, речь идёт о представителях протестантских церквей, или церкви свидетелей Иеговы. Отмечается, что были зафиксированы случаи арестов и запретов на въезд служителей этих религиозных организаций, а также – отчуждения их имущества для нужд представителей вооружённых формирований, самопровозглашённых «ДНР» и «ЛНР».
Состояние соблюдения религиозных свобод в обществе
Этот подпункт доклада полностью посвящён случаям притеснения граждан по религиозному признаку и нарушений их права на свободу вероисповедания со стороны представителей других конфессиональных групп. Вот наиболее характерные примеры, описанные в докладе:
-
Бросок гранаты в иудейских паломников в Умани, в результате которого был ранен 13-летний подросток. Отмечается, что власти подозревают в совершении этого преступления «помощников бывшего депутата, бежавшего в Россию в 2014 году».
-
Нападение членов партии Свобода и её молодёжного крыла – организации «Сокол» на верующих УПЦ (МП) во время протестов националистов против строительства храма этой конфессии в Николаеве.
-
Давление со стороны националистических организаций и местных властей на общину Благовещенской церкви города Коломыя (Ивано-Франковская область) с целью её перехода под юрисдикцию УГКЦ. Имел место случай срыва богослужения.
-
Попытка Сумского областного совета запретить крестный ход УПЦ (МП), который, в итоге, прошёл без происшествий.
-
18 случаев нападения на проповедников церкви свидетелей Иеговы и несколько случаев конфликтов православных с протестантами.
-
Марш ВО «Свобода» и других националистических организаций в центре Киева в честь Степана Бандеры – «лидера националистического движения, члены которого сражались бок о бок с нацистами, а некоторые из них несут ответственность за смерть тысяч евреев». Отмечается, что на марше звучали антисемитские лозунги.
-
24 проявления «антисемитского вандализма», зарегистрированных на протяжении года (в сравнении с 19 в 2016 г. и 22 в 2015 г.).
-
Медленное продвижение расследований поджогов церквей УПЦ (МП), совершённых в Киеве в 2016 году.
Следует отметить, что авторы доклада, сознательно, или нет, искажают информацию о количестве участников различных религиозных шествий и мероприятий. Так, в случае с крестным ходом УПЦ (МП), они приводят цифру в 15,000 участников, взятую из отчёта полиции (СМИ говорили о 70-80 тысячах участников), а в случае с аналогичным мероприятием УПЦ (КП), приводится цифра в 4,000 со ссылкой на СМИ (некоторые обозреватели предполагали участие 1-2 тысяч человек). Ещё большее сомнение вызывают приведённые цифры участников греко-католического паломничества в Зарванице и протестантского празднования Дня благодарения в Киеве (оба по 100,000 человек). При этом, цифры приведены без каких-либо ссылок на источники.
В целом же, после прочтения данного подпункта доклада, можно заключить, что самым серьёзным притеснениям со стороны представителей других конфессиональных групп в Украине подвергаются верующие УПЦ (МП), иудеи, и представители различных протестантских церквей.
Политика американского правительства и его участие в вышеописанных процессах.
Из этого пункта доклада следует, что представители посольства США периодически выражают украинским чиновникам обеспокоенность в связи с «реакцией властей на разделение православной церкви, вопросами сохранения объектов религиозного наследия, поддержкой религиозных общин, и проявлениями антисемитизма».
Отмечаются призывы американской стороны к активизации межконфессионального диалога и её усилия в вопросе информирования населения Украины о Холокосте.
Выводы
Проанализированный нами раздел доклада состоит из сухого перечисления фактов и законодательных положений. В версии, опубликованной на сайте Госдепартамента США, никаких выводов он не содержит. Впрочем, это не мешает нам сделать их. Подводя итоги обзора, мы можем заключить, что:
-
Либеральное украинское законодательство в вопросах религии и межконфессиональных отношений часто нарушается как представителями властей, так и организованными объединениями граждан. В частности, отмечаются случаи предоставления местными властями различных регионов преференций (выделение земли, помещений, положительные решения в судах) верующим одних конфессий и ущемление прав прихожан других. Как и в политике, здесь наблюдается региональное деление – на Западе притесняют православных московского патриархата, а на Востоке и Юге – католиков, верующих УПЦ (КП) и протестантов. При этом, проявления антисемитизма и атаки националистов на верующих УПЦ (МП) имеют место по всей территории страны.
-
В 2017 году в Украине чаще всего притеснялись права верующих УПЦ (МП), иудеев, и представителей протестантских церквей.
-
Все описанные в докладе случаи нарушения прав верующих на неподконтрольной Украине территориях Донбасса связаны с притеснением протестантских церквей, или общин свидетелей Иеговы.
-
Американские правительственные структуры стали замечать проявления антисемитизма в Украине и напрямую связывают их с героизацией деятелей УПА (помимо С. Бандеры, в докладе в том же контексте упоминается и Р. Шухевич).
-
Общая ситуация с соблюдением религиозных свобод граждан в Украине оставляет желать лучшего.
Эксперт УИАМП Даниил Богатырёв.