Аналитический обзор важнейших событий военно-политического, экономического и социального характера в России с 10 по 16 февраля 2020 года

1. Внутренняя политика

1.1 За два года доверие россиян к Путину снизилось в два раза

1.2 Судья Конституционного суда выступил за пересмотр статуса РФ

2. Внешняя политика

2.1 Эксперты спрогнозировали развитие украино-российских отношений

2.2 Продолжается кризис в российско-белорусских отношениях

1. Внутренняя политика

1.1 За два года доверие россиян к Путину снизилось в два раза

Начиная с ноября 2017 года уровень доверия россиян к президенту страны Владимиру Путину снизился почти в два раза. Таковы результаты приведённого экспертами «Левада-центра» опроса.

Особенностью исследования является наличие открытых вопросов, то есть граждане не выбирали из предложенных вариантов, а сами называли заслуживающих их доверие политиков. Так, в ноябре 2017 году Путину доверяли 59% россиян, а в январе 2020 года — лишь 35%. Почти двукратное снижение доверия может быть связано с отсутствием значительных достижений в социально-экономической сфере, низким темпом преобразований, непопулярной пенсионной реформой и т.п. вещами. В целом, отдельные инициативы российского президента встречают всё меньшее одобрение в глазах граждан.

Следующие за Путиным политики, министр обороны Сергей Шойгу и министр иностранных дел Сергей Лавров, также за два года потеряли доверие граждан (минус 4% и минус 2% соответственно). Однако, что интересно, если рейтинг Путина снижается плавно и неуклонно, то дно рейтингов Шойгу и Лаврова была в начале 2019 года и сейчас их рейтинги укрепились: 19% и 17% соответственно.

Несмотря на все трудности и неудачи власти, рейтинг главного оппозиционера России Алексея Навального находится на низких уровнях. Если в ноябре 2017 года ему доверяли 2% опрошенных, то начиная с сентября 2018 года таких стало 3% и более их количество не менялось. Это свидетельствует о слабости оппозиции и её неспособности выйти за рамки существующей идеологии.

Стоит отметить, что 22% россиян не доверяют никому из существующих политиков (рост на 8% за два года), а 17% затрудняются с ответом (плюс 6%). В целом, в России наблюдаются схожие с Украиной процессы по постепенному ослаблению власти и недоверию граждан к правителям, что потенциально усиливает социальную напряжённость в обществе.

1.2 Судья Конституционного суда выступил за пересмотр статуса РФ

Судья Конституционного суда России Константин Арановский высказал особое мнение в решении касательно возмещения жилья, отнятого в ходе советских репрессий. В последние месяцы в России довольно громким является дело трёх заявительниц, родившихся в ссылке, куда были отправлены их родители. Истцы намереваются вернуть квартиры родителей, в которых они проживали до репрессий.

Конституционный суд не только встал на их сторону, что уже само по себе является нонсенсом (напомним, в России после 1991 года так и не состоялась реституция), но Арановский дополнительно отметил, что «РФ не продолжает собою в праве, а заменяет на своей территории государство, незаконно однажды созданное».

«Уже это одно, — по словам судьи, — делает спорным правопреемство с перенесением на Россию обязательств коммуно-советской власти из ее репрессивно-террористических деяний. Это невозможно уже потому, что его вина в репрессиях и других непростительных злодеяниях, начиная со свержения законной власти Учредительного собрания, безмерна и в буквальном смысле невыносима. С такой виной государственность не вправе и не в состоянии правомерно существовать, оскорбляя собой справедливость, свободу и человечность».

Само по себе осуждение репрессий советской власти является совершенно естественным делом в современной России. При этом впервые на столь высоком уровне поставлен вопрос о преемственности России от СССР и о незаконном характере созданного в начале ХХ века террористического государства.

С учётом инициированных Русской православной церковью и Константином Малофеевым «русских поправках» в Конституцию, это создаёт предпосылки для коренного пересмотра места РФ в мире, которое бы обозначилось не как «молодое государство, продолжатель РСФСР/СССР», а как наследница тысячелетней России. В свою очередь это ставит вопрос о пересмотре всего комплекса преемственности и наследия, в частности, вопрос границ и защиты соотечественников за рубежом, что может стать дополнительным вызовом для Украины и других стран постсоветского пространства.

2. Внешняя политика

2.1 Эксперты спрогнозировали развитие украино-российских отношений

Во время прошедшей в конце прошлой недели Мюнхенской конференции по безопасности группа российских и европейских экспертов представили своё видение урегулирования конфликта в Донбассе («12 шагов»). Впоследствии, под давлением бывшего украинского президента Петра Порошенко и группы американских «ястребов» из Atlantic Council этот доклад исчез с сайта Мюнхенской конференции. Однако на него отреагировали не только в Украине и на Западе, но и в России. Близкий к Владиславу Суркову, директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, дал оценку «12 шагам» и дал свою оценку Минским соглашением.

По мнению Чеснакова, предложения группы экспертов являются слабыми и опасными. Слабость заключается, по мнению эксперта, в формировании искусственной повестки и выдвижении заранее нереалистичных альтернатив. При этом Чеснаков отмечает, что любые продвижения в вопросе Донбасса поставит дальнейший вопрос о статусе Крыма, который Россия пересматривать не готова.

Что касается итогов украино-российских отношений и выполнения сторонами Минских соглашений, то тут Чеснаков занимает традиционную для российской стороны позицию: Киев обвиняется в недоговороспособности, европейцы — в неспособности гарантировать выполнение Украиной политической части «Минска», а также снятия санкций. Как следствие, политолог описывает четыре сценария будущего украино-российских отношений.

Это сценарии «статус-кво», «приднестровский», неустойчивой нормализации и сценарий компромисса. Чеснаков ещё раз подчёркивает, что активное продвижение по урегулированию ситуации в Донбассе и компромиссы с российской стороны приведут к актуализации вопроса Крыма, не поспособствуют снятию санкций, не уменьшат угрозу НАТО и создадут риск транзита власти в России. Исходя из всего вышесказанного, эксперт предполагает, что в двухсторонних отношениях произойдёт или медленная и нестабильная нормализация, или же сохранится статус-кво.

В настоящее время Сурков, как считается, отодвинут от украинских дел, которыми занимается новый замглавы АП Козак, а потому послания Чеснакова стоит расценивать как публичное очерчивание красных линий и опасностей для России на случай каких-либо компромиссов с Украиной.

2.2 Продолжается кризис в российско-белорусских отношениях

Прошедшая неделя обозначилась новыми проблемами в отношениях России и Белоруссии.

Вопреки ранее достигнутым соглашениям о поставках нефти и газа в республику, президент Белоруссии Александр Лукашенко обвинил Москву в поставках недостаточного количества углеводоров (0,5 млн тонн вместо запланированных 1,5 млн тонн). Как следствие, президент пообещал отбирать недостающие объёмы нефти из транзитной трубы. Помимо этого, Лукашенко уличил Путина в намёках на стремление присоединить Белоруссию к России, против чего якобы выступают народы двух стран.

В Кремле само собой открестились от планов по поглощению республики и отметили, что речь идёт сугубо об экономической интеграции, а нефть поставляется в согласованных президентами двух стран объёмах.

Представляется, что в настоящее время Лукашенко идёт по украинскому сценарию, шантажируя Москву проблемами с транзитом углеводоров в Европу и активно занимаясь поиском возможностей «уйти на Запад». Однако у белорусского президента принципиально отличная от украинской ситуация, о чём мы неоднократно писали ранее, а потому мы можем прогнозировать неизбежное принятие Лукашенко интеграционной программы Москвы.