Аналитический обзор важнейших событий военно-политического, экономического и социального характера в России с 13 по 19 июня 2020 года

1. Внутренняя политика

1.1 В России продолжают снимать ранее введённые из-за коронавируса ограничения

1.2 В России готовятся к голосованию по поправкам в Конституцию

2. Внешняя политика

2.1 Президент Путин в очередной раз выступил против пересмотра итогов Второй мировой войны

2.2 Руководство Совета Безопасности РФ озвучило своё видение проблем мироустройства и глобальной безопасности

2.3 Кризис в Донбассе продолжает порождать риски безопасности

1. Внутренняя политика

1.1 В России продолжают снимать ранее введённые из-за коронавируса ограничения

Россия продолжает преодолевать последствия пандемии коронавируса. В стране продолжает снижаться прирост новых случаев заражения КОВИД-19. Так, за прошедшую неделю выявлено 57 тысяч случаев. Общее число заражённых таким образом составляет 569 тысяч, прирост неделя к неделе — 11%. От коронавируса излечились 320 тысяч человек, 7,8 тысяч скончались. В стране проведено 16,3 миллионов тестов. Что касается региональной динамики, то Москва по итогу прошлой недели даёт лишь 14% в общей массе прироста новых больных.

В этих условиях в стране постепенно снимают ранее введённые ограничения. Так, с 16 июня в Москве начали работать летние веранды заведений общественного питания, музеи, выставки и библиотеки. Исходя из текущей ситуации, основные ограничения будут отменены к 23 июня. Это связано с тем, что уже 24 июня в российской столице состоится парад, посвящённый 75-й годовщине победы в Великой Отечественной войне, а 1 июля — голосование о поправках в Конституцию. Как представляется, в этих условиях региональным властям поступила команда из Кремле об отмене всех возможных ограничений для создания позитивного настроя у граждан перед голосованием.

1.2 В России готовятся к голосованию по поправкам в Конституцию

Ключевым внутриполитическим событием России, после явного перелома в борьбе с коронавирусом, является голосование о поправках в Конституцию. Поправки в Основной Закон РФ, как мы писали ранее, предусматривает «обнуление» президентских полномочий действующего главы государства, что позволит Владимиру Путину править после истечения его четвёртого срока в 2024 году, запрет на отчуждений территорий России, новые требования к претендентам на выборные посту и государственную службу, а также ряд социальных мер поддержки граждан.

При этом необходимо отметить, что Госдума проголосовала за поправки в Конституцию в марте этого года, и назначенное на 1 июля голосование является не определяющим, а скорее вотумом доверия граждан президентским инициативам. По имеющейся информации, Управление внутренней политики АП РФ ориентирует региональные власти на достижение показателей явки на голосовании в 40% и 60% голосов «за» поправки. Однако этого может быть не так просто достичь.

Во-первых, по имеющимся сведениям, госслужащих и бюджетников не принуждают к голосованиям за конституционные поправки. Их лишь призывают проголосовать, однако отчитываться о «правильном» голосовании не требуют. Более того, в инструкции к порядку проведения электронного голосования прямо прописано каким образом бюджетники могут обойти потенциально незаконные требования начальства по «правильному» голосованию.

Во-вторых, хотя ВЦИОМ опубликовал данные опроса, согласно которому 67% россиян намерены принять участие в голосовании, и 61% проголосует «за», однако исходя из имеющейся информации, сторонники поправок пребывают в меньшинстве и не мобилизованы для участия в выборах. Противники же поправок напротив, в массе своей настроены прийти и проголосовать против «обнуления» сроков Путина.

Что касается новшеств, на прошедшей неделе российские власти активно готовились к процедуре электронного голосования о поправках в Конституцию. Так, через портал Госуслуг зарегистрировались более 750 тысяч москвичей и более 80 тысяч нижегородцев, т.е. жителей городов, в которых в экспериментальном порядке пройдёт электронное голосование. Это составляет порядка 10% от числа избирателей, что несомненно является неплохим результатом для подобного рода эксперимента. Особенно с учётом пандемии коронавируса. Представляется, что в случае успешного опыта, электронное голосование будет повсеместно задействовано в ходе выборов в Государственную Думу в сентябре 2021 года.

2. Внешняя политика

2.1 Президент Путин в очередной раз выступил против пересмотра итогов Второй мировой войны

Накануне празднования 75-й годовщины победы во Второй мировой войне, Владимир Путин опубликовал в американском журнале National Interest статью «75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим».

В статье российский президент даёт оценку Второй мировой войне, подчёркивает факты сотрудничества Запада с нацистами, в частности, изобличает Мюнхенский сговор по разделу Чехословакии при участии Германии, Великобритании, Франции и Польши. Больше традиционного нарратива упоминается унижение Германии по итогу поражения в Первой мировой войне. Путин смягчает факт введения советских войск в Польшу в 1939 году и отрицает факт подготовки к превентивному удару по Германии в 1941 году.

Российский президент в статье обращает внимание на признание утверждённых после 1945 года Западом установившихся границ, порицает пособников нацистов, в числе которых упомянут Степан Бандера. Путин подчёркивает, что СССР вынес на себе 75% усилий по борьбе с нацизмом.

В целом, историческая часть статьи вряд ли может сообщить читателю нечто новое. Скорее Путин стремится ещё раз напомнить миру общеизвестные факты о роли Советского Союза в разгроме Третьего Рейха, а также призывает не забывать о коллаборантах, что особенно актуально для современной украинской политической идеологии.

Наиболее важная часть статьи, финальная, посвящена инициативе провести встречу лидеров стран-членов Совета Безопасности ООН для поиска ответов на актуальные вызовы и угрозы (своего рода новая «Ялта»). Российский лидер в очередной раз выступил за сохранение ООН и Совбеза в качестве ключевого механизма преодоления конфликтов и разрешения мировых кризисов. В этом смысле позиция России может представляться реактивной, поскольку она не предлагает ничего нового, а лишь выступает за сохранение имеющихся институтов.

Однако такая позиция, на фоне активной позиции стран Центральной и Восточной Европы, и США по пересмотру итогов Второй мировой, а также на фоне явного кризиса ООН, вряд ли будет иметь какую-то практическую реализацию. Также необходимо учитывать, что через пять месяцев в США пройдут президентские выборы, и победа действующего хозяина Белого дома Дональда Трампа отнюдь не является гарантированной на фоне массовых беспорядков в Соединённых Штатах. В этих условиях проведение встречи «пятёрки» вряд ли целесообразно.

2.2 Руководство Совета Безопасности РФ озвучило своё видение проблем мироустройства и глобальной безопасности

На прошедшей неделе сразу два тяжеловеса из числа российской элиты, за исключением само собой Владимира Путина, опубликовали программные статьи, в которых изложили своё видение проблем мироустройства и глобальной безопасности.

Первая — статья Дмитрия Медведева «Сотрудничество в сфере безопасности в период пандемии нового коронавируса», которая вышла в «России в глобальной политике». В ней бывший президент и экс-премьер-министр, а ныне — заместитель председателя Совета Безопасности РФ, выступает в качестве системного умеренного либерала, имеющего своё видение внутренних и внешних проблем развития России.

Что касается внутреннего развития России, Медведев, что характерно, не упоминает поправки в Конституцию. При этом экономический кризис видится ему закономерным и неизбежным. По его оценке, российское правительство справляется со стоящим перед ним вызовами, а «экономическая свобода не может быть куплена ценой цифрового тоталитаризма».

Что касается внешней политики, Медведев не оставляет надежды прийти к новой модели международного сотрудничества, однако не примыкать к Европе, не занимать позицию «младшего брата» в противостоянии США и Китая, Медведев не стремится. Россия видится автору самостоятельным центром силы, ратующим за сохранение и поддержание глобальных институтов развития, в частности ООН и ВОЗ, против чего выступает Трамп.

В целом, позиция Медведева в близка к позиции Путина, выступающего за сохранение существующих институтов и обновление модели международного сотрудничества. Вместе с тем, если Путин, выступая за встречу лидеров-стран членов «пятёрки» по всей видимости верит в переизбрание Трампа, то между строк медведевской статьи читается явные сомнения в победе нынешнего президента США.

Второй статьёй, вышедшей на этой неделе, стала статья секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева «Нужны ли России "универсальные" ценности?», вышедшая в «Российской газете». Если Медведев выступил в своей традиционной роли умеренного либерала, Патрушев также остался в привычной позиции постсоветского охранителя. Патрушев, равно как и Путин, делает упор на исторической политике и сохранении памяти и наследия Второй мировой.

Что касается внутренней политики, Патрушев упоминает некую многонациональную природу России, однако не затрагивает русских и русский язык, выведенных в поправках в Конституцию. В части отстаиваемых Россией ценностей секретарь Совбеза выступает лишь против однополых браков и за сохранение традиционной семьи, не затрагивания иные права и свободы человека.

В вопросах внешней политики Патрушев описывает главного оппонента России в виде коллективного Запада, что выглядит странно на фоне разваливающегося единства западного сообщества и нарастающего гражданского противостояния в Западной Европе и США. Отсутствие стремления выделить потенциальных союзников ставит вопрос о желании России Патрушева в целом искать таковых. Скорее секретарь Совбеза выступает с позиции России как осаждённой крепости, что входит в противоречие с позицией Медведева о новой глобализации.

Хотя Медведева и Патрушева вряд ли можно заподозрить в соперничестве, скорее напротив, представленные статьи иллюстрируют существующие в российской элите подходы к пониманию места России и разрешению стоящих перед нею вызовов.

Отдельно необходимо отметить, что Украина упоминается в обеих статьях лишь в числе прочих стран. Представляется, что место страны и кризиса в Донбассе столь мало во внешнеполитических размышлениях российских элитариев, что об этом просто не упоминают. С одной стороны, это свидетельство разочарования России в попытках решить украинский кризис. С другой — поскольку российские элиты не мыслят об Украине, это можно рассматривает как свидетельство снижения рисков безопасности в свете продолжающегося конфликта на востоке страны.

2.3 Кризис в Донбассе продолжает порождать риски безопасности

На фоне пандемии коронавируса, переговорный процесс вокруг конфликта в Донбассе продолжает оставаться напряжённым.

Так, представитель Украины в Трёхсторонней контактной группе Александр Мережко впервые заявил о том, что Минские соглашения не накладывают на Украину никаких обязательств. Явно противоречащее «Минску-2» заявление может рассматриваться как повышение Киевом ставок в переговорах и завуалированные угрозы выйти из Минских соглашений в случае, если Россия не примет украинские требования.

На этом фоне характерен материал Центра политической конъюнктуры, близкого к прежнему куратору украинской политики в Кремле Владиславу Суркову. В докладе, в частности, отмечается, что смена власти в Киеве в 2019 году и замена переговорщика с российской сторон, никак не сказалось на сути переговорного процесса: конфликт продолжает иметь потенциал к обострению, однако национальные интересы России и Украины остаются противоположными.

В этой связи интересна информация, опубликованная в ряде Telegram-каналов о том, что в неформальную ЧВК «Редут», якобы имеющую отношение к обслуживанию интересов «Газпрома» в Сирии, перестали принимать людей с опытом боевых действий в Донбассе. Одновременно с этим Донецк посетил Александр Бородай, первый «премьер-министр ДНР», который заявил, что относится к участию русских добровольцев в конфликтах за рубежом как к неизбежному злу, и выразил уверенность, что вскоре они снова могут понадобиться в Донбассе.

И публичная риторика, и информация о деятельности российских ЧВК, может свидетельствовать о подготовке Россией своеобразного «плана Б» в отношении Украины, в частности — военное обострение в случае провала переговорного процесса. На фоне сосредоточенности Запада на решении внутренних проблем, обострение на фронте в Донбассе может вызвать относительно слабую реакцию в Европе и США, что может быть использовано Россией в своих целях.